Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Основные проблемы в работе по постановке звуков. Речь на кончиках пальцев.

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
03.05.2024

Для логопедов. Сложности в постановке звуков. Основные задачи логопеда. Автоматизация звуков. С какой проблемой предстоит работать. Мелкая моторика. Тонус мышц кистей рук. Самостоятельное высказывание.


y1f7g30x953wa6igx1h3njpyioti754s.png


Речь на кончиках пальцев. Каждый логопед включает в свои задания упражнения для формирования мелкой моторики. Что мы с вами видим, когда мелкая моторика у ребенка нарушена?


1. Неправильный захват предметов, карандаша. 

Правильный захват если ребенок берет предмет двумя пальцами. Да, карандаш мы тоже держим двумя пальцами, третий палец-опора для карандаша, два- опора для кисти. Пинцетный захват у ребенка в норме формируется в 9 месяцев. Да, я не оговорилась, в 9 месяцев ребенок может брать предметы двумя пальчиками. Стоит ли тратить время занятия для формирования правильного положения пальцев на карандаше вопрос спорный. Давайте обсудим его в нашем телеграмм чате. 

• Как научить ребенка правильно брать предметы? Уменьшать размер предмета. Крупная бусина, фасоль, нуд, горох, плоские предметы небольшого диаметра или крупный бисер. Если ваша работа направлена именно на положение пальцев, то предметов может быть 2-3 на салфетке или тарелке. Затем емкость изменить на стакан, диаметр которого не позволит ребенку полностью раскрыть ладонь, а работать будут только пальчики. 
• Доставать предметы из пластилина.
• Играть с крупным пинцетом.
2. Ребенок берет предмет пальцами (может быть,и всеми) но попасть в отверстие сортера не может. Здесь причина не только в ловкости пальцев, но и в зрительно-моторной координации. Также ребенок не сможет обводить рисунки по точкам. 


Используем в работе:

• Глазодвигательные упражнения (если нет противопоказаний) следим за движущимся предметом без поворота головы.
• Бросаем мячики в корзину, сбиваем мячиком предметы со стола.

Оценивая мелкую моторику, мы оцениваем такие показания как:

1. Ловкость движения
2. Точность движения
3. Умение выполнять движения тонкой регуляции (например прописные буквы или поочередно перекатывать мячик-попрыгунчик кончиками пальцев)
4. Скорость движения. Приведу пример. Ребенок 7 лет без особенностей развития и неврологических диагнозов, успевает в школе, речевых проблем нет. Но скорость письма отстает от возрастных норм. Непослушные пальчики красиво и точно выводят буквы и рисуют, только скорость моторики низкая и ребенок не может писать быстрее. Причина слабый тонус мышц кисти. Чуть больше нагрузки приводит к писчему спазму. 


Оценивая мелкую моторику обращайте внимание на мышечный тонус кистей рук. При формировании графо-моторных навыков работа с тонусом мышц кисти обязательна. Для укрепления мышц кисти рекомендованы упражнения:

1. Сжимать и разжимать плотный (по силам ребенку) мячик.
2. Напрягать и расслаблять широко расставленные пальцы вытянутой руки («когти тигра»)
3. Делать круговые движения и движения вверх-вниз кулачками
4. Упражнения на сопротивление. Давите на ладони друг друга «кто сильнее»
5. Ловить теннисные мячи. Положение кисти-ладонью вниз.
6. Удержание предмета на вытянутых вперед пальцах.
7. Массаж кистей рук.
8. Работать с твердым пластилином.


Формируя ребенку мелкую моторику выбирайте упражнения исходя из возможностей ребенка. Старайтесь работать с координацией движения пальцев, прорабатывайте каждый пальчик отдельно, обращайте внимание на тонус мышц. Если ребенок долго держал пальцы согнутыми, сделайте упражнения для мышц-антагонистов (потяните пальцы рук в противоположную сторону). Это поможет снять лишнее напряжение или сделайте массаж, если произошёл мышечный спазм. Чередуйте упражнения для кисти с упражнениями для пальчиков.


Логопед-дефектолог, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Людмила Коновалова




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку