Алгоритм логопедического занятия для развития голоса и слухового внимания.
В прошлой статье мы рассмотрели случаи, когда необходимо отдельно работать над мелодико-интонационной стороной речи. В данной статье рассмотрим алгоритм проведения занятия.
Что необходимо учитывать:
-
Снять мышечное напряжение перед работой
-
Или, в случаях снижения мышечного тонуса (гипотонуса), разогреть связки, включиться в работу
-
Вводить упражнения постепенно, ребенок должен привыкнуть к нагрузке
-
Работать в темпе ребенка
Рассмотрим пример, когда работа по формированию голоса была основной для преодоления речевых проблем.
Ребенок 4 года. Голос хриплый. Надтреснутый, прерывающийся. Крик ярко выраженный. Во время логопедической диагностики установлено нарушение фонематического слуха, нарушение слоговой структуры слова, множественные нарушения звукопроизношения Нарушение связной речи, лексико-грамматического строя речи. В анамнезе дисплазия, нарушение общего мышечного тонуса. Логопедическое заключение ОНР2.
Время занятия 25 минут.
1. Пальчиковая гимнастика 1-2 минуты с целью включения ребенка в работу.
2. Артикуляционная гимнастика. Выполнение статических и динамических упражнений. : минут.
3. Физкультурная минутка для нормализации общего мышечного тонуса. В нашем случае у ребенка нарушение координации движения, по этой причине упражнения выполняются сидя.
-
Вытягиваем руки вверх вдох, с выдохом руки падают вниз, наклоняемся вниз 2 раза.
-
Положение лежа, ноги несильно согнуты в коленях. Подъем ног. Следим, чтобы ребенок поднимал ноги мышцами брюшного пресса, а не тянул спиной. 3-5 раз.
4. Упражнения для разогрева связок
-
Делаем вдох. Выдыхаем воздух через расслабленные губы (лошадка фыркает) 3 раза
-
Делаем глубокий вдох, наполняем живот. Выдыхаем произнося звук ссссссссс 3 раза
-
Делаем вдох. С закрытым ртом мычим мммммммм
5. Упражнение для укрепления мышц мягкого неба
-
Кряхтим как старый дедушка
-
Отрывисто произносим звук А чередуя произношение через рот и «в нос»
6. Время сделать небольшую паузу. Так как ребенок уже устал выполнять упражнения и засиделся на месте. А также чтобы избежать гипервентиляции. Так как дальше мы будем произносить звуки и укреплять связки. Нам потребуется много дышать, у ребенка может закружиться голова. Паузу выдерживаем 3-4 минуты. В это время мы можем выполнять упражнения для формирования слухового внимания или упражнения для мелкой моторики.
7. Упражнения для формирования слухового внимания.
- Я тебе буду читать небольшой рассказ (используем рассказ для автоматизации изучаемого звука) и произносить слово ПЯТЬ. Когда услышишь «ПЯТЬ», хлопни в ладоши.
8. Упражнения для укрепления связок.
-
Набираем в живот воздух. Расставляем руки в стороны и в комфортном режиме поем звук АААААА.
-
Набираем в живот воздух. Делаем руки кольцом и поем звук ОООО.
-
Играем в игру «три медведя». Держим руку на животе и изображаем папа-медведя произносим низким голосом ЭЭЭ. Кладем руку на грудь и средним голосом произносим ЭЭЭЭ. Кладем руку на горло и высоким голосом поем ЭЭЭЭ.
-
Выбираем положение голоса «мама-медведь» и поем произносим слоги МИ-МА-МО.
-
Чередуем голосовые атаки на звук «А» «Е». На мягкой голосовой атаке попеременно произносим данные звуки.
9. Заключительные упражнения. В голосовом положении «мама-медведь» произносим доступные для ребенка слова. Таким образом мы закрепляем правильное голосоведение. По окончанию цикла упражнений переходим к невербальным занятиям (обучению). На пример к упражнениям по развитию речи.
Все самое интересное в нашем телеграмм-канале. Присоединяйтесь










