Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

 —  —  — Алгоритм логопедического занятия по звукопостановке с тревожным ребенком.

Алгоритм логопедического занятия по звукопостановке с тревожным ребенком.

06.11.2025

Мы рассматриваем много теории и механизмов. Мне часто задают вопрос «А как выглядит работа на практике с таким ребенком» или «А что особенного в проведении занятия с тревожным ребенком», или «Ему надо к психологу, а потом с логопедом заниматься». С одной стороны вопросы очень сложные, а с другой стороны это рабочие будни многих логопедов и сложности в этом они не видят. Давайте разбираться вместе. По поводу» сначала» к психологу, потом к логопеду», ответ один НЕТ. Работа должна быть комплексной, и логопед и психолог работают в один момент времени с ребенком. Логика проста, не психолог учит ребенка понимать речь. А ребенок, который не понимает речь других людей сложно поддается обучению.

Давайте вспомним теорию по афазии. При нарушении левой височной доли наблюдается нарушение фонематического слуха, распад связи слово-образ, а также повышенная тревожность! Причины повышения тревожности могут быть различны. Мы должно ориентироваться на развитие речи ребенка и проводит занятия с учетом индивидуальных особенностей.

Перейдем к практике. Пример.

Ребенок 5 лет. Повышенная тревожность. Ребенок все время спрашивает какое будет следующее упражнение, а сколько времени оно будет длится. А что будет, если он не сможет его выполнить. Чем больше отвечает педагог, тем больше ребенок задает вопросов по альтернативным сценариям. По результатам логопедической диагностики. Нарушение понимания речи. Нарушения звукопроизношения. Нарушение динамического праксиса артикуляционного аппарата. Снижение объема слухоречевой памяти. Снижение слухового внимания. Нарушение дифференциации фонем близких по звучанию и произношению.

Задачи на первых этапах коррекции:

1. Формирование артикуляционных поз. Постановка звука

2. Развитие слухового внимания и речеслуховой памяти

3. Развитие контроля за собственным речевым высказыванием.

Проблема:

1. Ребенку сложно приступить к занятиям, он зациклен на своих ощущениях

2. Ребенку сложно выполнять задания, он все время спрашивает «а что дальше, а что если»

3. Ребенок невнимательно относится к выполнению заданий.

Алгоритм занятия.

1. Визуальное расписание. Один раз объясняем, разбираем что это за схемы. Показываем упражнения, которые будем делать. На последующих занятиях не объясняем подробно, а просто показываем на след картинку в расписании.

2. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть визуализированы (пособие-книга). Занятия проводятся перед зеркалом! Начинаем упражнения с самомассажа ложками. Самомассаж снимает мышечное напряжение и позволяет сконцентрироваться на выполнении упражнений заданного блока. Повышает произвольное внимание и мотивацию. Упражнения артикуляционной гимнастики выполняются вместе с педагогом. Рекомендовано выполнять упражнения под музыку. Выбирайте музыкальную композицию заданного времени. Или две песенки. Так ребенок привыкает контролировать время. А также музыка снимает психоэмоциональное напряжение. В последующим (когда ребенок уже будет знать упражнения) мы предлагаем на выбор «под музыку или без музыки» делаем гимнастику.

3. Время перейти к упражнениям для формирования фонематического слуха.

Начинаем с игр в мяч. Бросаем мяч и произносим слова с изучаемым звуком. Далее, ты ловишь мяч, если слышишь звук. Если нет, то не ловишь. Игры с мячом знакомы детям, любимы и интересны. Ребенок не испытывает напряжение, когда занимается знакомым делом или что-то держит в руках. Другие виды упражнений у нас выполняет герой, а не сам ребенок. «Давай поможем мишке найти все слова со звуком Ш». Обратите внимание, МЫ все делаем ВМЕСТЕ, но задания выполняет ребенок сам. Конструкция фразы «Найди слова» не подходит для тревожных детей.

4. Один из самых сложных видов работы. Научить человека слушать самого себя. Здесь на помощь приходит диктофон. Логопед и ребенок поочереди надиктовывают слова на диктофон. Далее прослушивают и исправляют ошибки.

Все самое интересное на наших лекциях и в Телеграм чате. Присоединяйтесь!

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку