Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Эмоции и что с ними делать. Часть первая.

06.11.2025

Об эмоциях и развитии эмоционального интеллекта говорят очень много. На данный момент это модная и популярная тема. Давайте разберемся, на сколько важна работа с эмоциями для логопеда?

Рассмотрим варианты.

  • Если вы логопед, занимаетесь только звукопостановкой и автоматизацией звуков в речи нормотипичных детей, то эмоциональный интеллект вас не заинтересует.

  • Если вы работаете с дислексиком, который не понимает взаимодействия героев, социальных ситуаций, смысла диалогов, скрытого смысла фраз, не обращает внимание на эмоциональный контекст текста. Без эмоций не обойтись.

  • Если вы работаете с ребенком 3-5 лет по программе развития речи, то эмоции являются мощным инструментом для быстрой речевой динамики.

  • Если вы работаете над просодикой при коррекции дизартрии, без эмоций нам никак.

  • Если вы работаете с детьми с РАС, вам придется вспоминать про эмоции.

  • Если мы работаем над формированием диалоговой речи (нарушением коммуникации), без понимания эмоций мы будем топтаться на месте.

  • Далее ы рассмотрим, как лучше работать логопеду с эмоциями в контексте вышеперечисленных направлений.

Посмотрим на эмоции как инструмент для повышения активности правого полушария. С какой целью и как логопед будет работать?

Для определения цели вспомним за что ответственно правое полушарие. Нас интересует развитие речи.

Правое полушарие ответственно за:

1. Накопление базы неречевых шумов. Неречевые шумы являются основой для формирования фонемы-элементарной языковой единицы.

2. Мелодическая сторона речи. Необходима для формирования интонационно-мелодической стороны речи. Понимание интонаций будет основой для понимания контекста речевого высказывания, а также для понимания социальных сценариев при диалоге

3. Чувственность, эмоциональные реакции-лежат в основе понимания прочитанного и являются базой для дальнейшей социализации.

4. Правое полушарие дает «силу и информацию» для развития левого полушария.

У маленьких детей активность правого полушария выше. Эмоциональная память, эмоциональное реагирование, включение произвольного внимание на эмоционально значимые объекты, так дети воспринимают мир. Пассивный, мало интересующийся окружающим, по- взрослому серьезный ребенок часто испытывает проблемы речевого развития. Проявления могут быть различны от полного отсутствия речи до трудностей в построении речевого высказывания и ведении диалога.

Логопед должен придавать эмоциональную окраску своим занятиям:

  • Визуализируйте эмоцию (лучше использовать картинки-смайлики), обозначьте голосом выбранную эмоцию, рассмотрите в зеркале получившуюся мимику. На пример: Грустный смайлик, плачем звук АААА, смотрим в зеркало. Повторяем.

  • Далее переводим на сюжетную игру. Мишка упал, больно лапку, плачет ААААА.

  • Приходит зайка. Удивился (смайлик) ОЙ, смотрим в зеркало. Что случилось? ОЙ,ой,ой.

  • Дальше лечим мишку и радуемся УУУраААА.

  • Ставим три смайлика на стол, повторяем выражение лица и интонации.

Это стартовые игры для запусков речи. НО давайте проанализируем что происходит в этот момент в мире ребенка.

1. На понятном чувственном опыте я слышу и вижу понятные звуки

2. Я вижу, как они произносятся

3. Я понимаю к чему они относятся

4. У меня в этот момент развивается фонематический слух, артикуляция, просодика и понимание эмоций (социальный интеллект).

Вводя новые звуки, слова через визуализацию эмоций мы стимулируем работу правого полушария, те запускаем естественный механизм развития речи, формируем понимание невербальной информации от других людей, а значит снимаем страх перед общением, что в свою очередь приведет к пониманию социальных сценариев поведения и логичному развитию речи.

Пособия для данного вида работы:

  • Картинки смайлики

  • Карточки с предметными ситуациями «эмоции в картинках» (день рождение-девочка рада, мальчик болеет-он грустный, на улице гроза-мальчику страшно)

  • «составь рассказ». Карточки для составления последовательности рассказа, где у героев четко видна соответствующая эмоция на лице.

Также мы можем разнообразить артикуляционную гимнастику, изображая в зеркале эмоции-смайлики. Получается полезно, весело и интересно.

В следующей статье мы продолжим обзор использования эмоций как средство развития коммуникативной стороны речи

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку