Эмоции и что с ними делать. Часть первая.
Об эмоциях и развитии эмоционального интеллекта говорят очень много. На данный момент это модная и популярная тема. Давайте разберемся, на сколько важна работа с эмоциями для логопеда?
Рассмотрим варианты.
-
Если вы логопед, занимаетесь только звукопостановкой и автоматизацией звуков в речи нормотипичных детей, то эмоциональный интеллект вас не заинтересует.
-
Если вы работаете с дислексиком, который не понимает взаимодействия героев, социальных ситуаций, смысла диалогов, скрытого смысла фраз, не обращает внимание на эмоциональный контекст текста. Без эмоций не обойтись.
-
Если вы работаете с ребенком 3-5 лет по программе развития речи, то эмоции являются мощным инструментом для быстрой речевой динамики.
-
Если вы работаете над просодикой при коррекции дизартрии, без эмоций нам никак.
-
Если вы работаете с детьми с РАС, вам придется вспоминать про эмоции.
-
Если мы работаем над формированием диалоговой речи (нарушением коммуникации), без понимания эмоций мы будем топтаться на месте.
-
Далее ы рассмотрим, как лучше работать логопеду с эмоциями в контексте вышеперечисленных направлений.
Посмотрим на эмоции как инструмент для повышения активности правого полушария. С какой целью и как логопед будет работать?
Для определения цели вспомним за что ответственно правое полушарие. Нас интересует развитие речи.
Правое полушарие ответственно за:
1. Накопление базы неречевых шумов. Неречевые шумы являются основой для формирования фонемы-элементарной языковой единицы.
2. Мелодическая сторона речи. Необходима для формирования интонационно-мелодической стороны речи. Понимание интонаций будет основой для понимания контекста речевого высказывания, а также для понимания социальных сценариев при диалоге
3. Чувственность, эмоциональные реакции-лежат в основе понимания прочитанного и являются базой для дальнейшей социализации.
4. Правое полушарие дает «силу и информацию» для развития левого полушария.
У маленьких детей активность правого полушария выше. Эмоциональная память, эмоциональное реагирование, включение произвольного внимание на эмоционально значимые объекты, так дети воспринимают мир. Пассивный, мало интересующийся окружающим, по- взрослому серьезный ребенок часто испытывает проблемы речевого развития. Проявления могут быть различны от полного отсутствия речи до трудностей в построении речевого высказывания и ведении диалога.
Логопед должен придавать эмоциональную окраску своим занятиям:
-
Визуализируйте эмоцию (лучше использовать картинки-смайлики), обозначьте голосом выбранную эмоцию, рассмотрите в зеркале получившуюся мимику. На пример: Грустный смайлик, плачем звук АААА, смотрим в зеркало. Повторяем.
-
Далее переводим на сюжетную игру. Мишка упал, больно лапку, плачет ААААА.
-
Приходит зайка. Удивился (смайлик) ОЙ, смотрим в зеркало. Что случилось? ОЙ,ой,ой.
-
Дальше лечим мишку и радуемся УУУраААА.
-
Ставим три смайлика на стол, повторяем выражение лица и интонации.
Это стартовые игры для запусков речи. НО давайте проанализируем что происходит в этот момент в мире ребенка.
1. На понятном чувственном опыте я слышу и вижу понятные звуки
2. Я вижу, как они произносятся
3. Я понимаю к чему они относятся
4. У меня в этот момент развивается фонематический слух, артикуляция, просодика и понимание эмоций (социальный интеллект).
Вводя новые звуки, слова через визуализацию эмоций мы стимулируем работу правого полушария, те запускаем естественный механизм развития речи, формируем понимание невербальной информации от других людей, а значит снимаем страх перед общением, что в свою очередь приведет к пониманию социальных сценариев поведения и логичному развитию речи.
Пособия для данного вида работы:
-
Картинки смайлики
-
Карточки с предметными ситуациями «эмоции в картинках» (день рождение-девочка рада, мальчик болеет-он грустный, на улице гроза-мальчику страшно)
-
«составь рассказ». Карточки для составления последовательности рассказа, где у героев четко видна соответствующая эмоция на лице.
Также мы можем разнообразить артикуляционную гимнастику, изображая в зеркале эмоции-смайлики. Получается полезно, весело и интересно.
В следующей статье мы продолжим обзор использования эмоций как средство развития коммуникативной стороны речи










