Развитие речи у детей с гиперактивностью
Объем и задачи логопедической помощи определяются по результатам диагностики. Гиперактивность, может быть, и у ребёнка с сохранным интеллектом и у ребенка с интеллектуальными нарушениями. Это может быть не говорящим ребенок или ребенок, разговор которого не остановить. Как однажды мне сказал ученик «Я не люблю носить капу, с ней молчать приходится». Как мы видим, уровень речевого развития может быть разным, поэтому однозначного алгоритма занятия нет. Есть особенности восприятия ребенка, которые мы должны учитывать в своей работе. Классический прием не подходит, тк ребенок не способен спокойно сидеть за столом и внимательно выполнять упражнения. Особенно сложно работать над коррекцией дисграфии, так как ребенок сам себе мешает писать и заканчивается все красивыми картинками в тетради вместо стройного ряда букв. Это в лучшем случае.
Особенности восприятия детей и организации помощи при гиперактивности.
Гиперактивные дети воспринимают информацию, когда двигаются и им интересно.
1. Дети лучше воспринимают информацию в движении и через тело.
1.1. При изучении алфавита. Буквы учим через тело: придумываем позы похожие на графему. Далее переходим на лепку, лепим буквы из пластилина. Кому то может понравится вырезать буквы из бумаги. С помощью данного метода ребенок интегрирует образ графемы через доступный сенсорный канал. Далее задача будет состоять в том, чтобы связать звук с графемой
1.2. При постановке звуков.
-
Используйте в работе пропевание слогов и стишки. На пример песенки Железновой. Че-Че-грязь у мишки на плече. Или потешки Ач-Ач- ловим мяч. Удержание внимания на правильной артикуляционной позе достигается путем фиксации пальца в точке удержания языка: Звук «с» -держим палец на подбородке, звук «ш»-на верхней губе)
-
Автоматизация звуков проходит легче, если ребенок прыгает. Также можно отработать разделение слова на слоги, слоговую последовательность. Работаем с карточками слогов, логопедическим карточкам по заданным звукам. Дорожкой или в произвольном порядке размещаем карты на полу. Ребенок должен найти слово с заданным звуком (или педагог говорит слово, ребенок ищет картинку), прыгнуть и назвать слово правильно произнося звук. Автоматизация в слогах-прыгаем по кругам или карточкам, правильно проговаривая звук.
-
Придумываем и рисуем смешные сюжеты с изучаемыми словами. На пример: самолет садится на санки. Саня сам солит соус. Страус стоит стыдно ему, слопал страус всю колбасу.
Многие гиперактивные дети любят рисовать. Используйте этот инструмент в своей работе. На занятиях мы рисуем мелом, маркером на большой доске, на магнитных планшетах, песке.
1.3. Формирование лексико-грамматического строя речи.
-
Для детей с сформированным зрительным гнозисом, мы также используем рисунок, со временем переходя на игры с карточками и пособиями на полу. Арт-терапия хорошо зарекомендовала себя в работе с активными детьми. Большой -маленький, далеко- близко, один-много и тд прекрасно можно отработать в сюжетных картинах.
-
Единственное и множественное число легко объяснить на всем что можно бросать. Кубик-кубики, шар-шары, мяч-мячи, ком-комья, игрушка-игрушки (мягкие), карандаш-карандаши. Помним, что у детей внимание не устойчиво, поэтому в начале бросаем кубик, еще кубик, еще кубик, а теперь кубикИ. Получается очень эмоционально, дети запоминают быстро.
-
Для формирования предложения подходят дорожки. На полу столько кружочков, сколько ребенок должен сказать слов.
-
Составлять предложения из предметов, символов и слов.
На пример: Девочка (кукла), пошла (пиктограмма) в (буква), лес (картинка).
2. Формирование связной речи. Сюжетные игры. Спектакли, театр.










