Упражнения для развития интонационно-мелодической стороны речи
Интонация-это средство передачи эмоциональных оттенков речи. Интонационно-мелодическая сторона речи включает несколько компанентов:
Некоторые элементы интонационно-мелодической стороны речи:
-
Мелодика— повышение и понижение голоса.
-
Ритм— равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
-
Темп— скорость произнесения речи, может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания.
-
Тембр— эмоциональная и выразительная окраска речи. Тембр индивидуален для каждого человека.
-
Логическое ударение— смысловое выделение слова во фразе путём усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
-
Паузы— смысловые паузы. Остановки во время чтения или разговора с целью подчеркнуть смысл или отделить одно высказывание от другого.
Формировать интонационно-мелодическую сторону речи необходимо для:
-
Оформления фразы как смысловой единицы.
-
Интонационной окраски высказывания с целью определения типа высказывания (вопросительное, восклицательное). Очень интересно наблюдать за детьми. Кто не понимает речь, часто прислушиваются именно к интонации и поступают в соответствии с контекстом интонации и ситуации, а не смыслом высказывания.
-
Выявление подтекста высказывания, выраженного эмоциональным окрашиванием фразы.
При каких речевых нарушениях мы выделяем работу с интонационно-мелодической стороной речи в отдельный блок:
1. Заикание. По причине нарушения темпа, ритма высказывание, детям сложно выразить интонацию что приводит к непониманию со стороны оппонента.
2. Дизартрия. Слабая модуляция голоса. Нарушение просодического компонента речи. Затухающий голос, приводят к нарушению эмоциональной окраски речевого высказывания и непониманию говорящего окружающими
3. Дислексия. Дети монотонно, без смысловых пауз читают текст. Часто механически. Что приводит к полному непониманию прочитанного. Не соблюдают мелодику высказывания, не расстанавливают логические ударения, что также приводит к непониманию прочитанного.
4. Дисграфия. В момент речевого высказывания дети не соблюдают интонацию и паузы, что приводит к слитному написанию слов, предложений. Нарушается словоизменение, согласование.
Для формирования интонационно-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух — восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко-высотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение). Также полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса, например, повторить звукоподражание взрослого животного и его детёныша.
Упражнения для развития интонационно-мелодической стороны речи:
1. Логоритмика.
Прослушивание музыкальных композиций с изменением ритма. Сочетание плавных движений и марша.
Упражнения развивает:
-
слуховое внимание,
-
умение переключаться с одного действия на другое,
-
координацию движений.
На первых этапах ребенок слушает музыку и чередует плавные движения (покачивание телом и руками, кружится на месте), далее изменение ритма и ребенок переключается на марширующие движения. Смена ритма должна происходить не менее 4 раз за композицию
Усложнение задания, второй этап. К движениям присоединяем пропевание слогов с соблюдением интонации. На плавную музыку поем, протягивая гласные. В момент марша слоги должны произноситься четко и коротко.
2. Тише-громче.
-
Используем уже знакомый инструмент логоритмики. Громко и тихо стучим в бубен или хлопаем в ладоши. Громкость мелодии легко регулировать бегунком громкости.
-
«Покричим в лесу, поговорим пока все спят». Перед вами две сюжетные картинки «лес», «дом». Учимся быстро переключаться с одного типа говорения на другой.
3. Постановка театрализованных сценок: «День рождение», «Болезнь», «Поругались с другом». Выражаем эмоции с помощью мимики, интонации, жестов. Таким образом мы соединяем понимание вербальных и невербальных стимулов, что в свою очередь приводит к улучшению навыков коммуникации.
Упражнения для развития силы голоса.
1.Мычать звук "М", стараясь ощутить вибрацию в области носа, верхней губы и скул.
-
Почувствовав вибрацию, откройте рот и произнесите "М-А-А-А", "М-О-О-О", "М-У-У-У", сохраняя ощущение вибрации в лице.
-
Повторите для каждой гласной 5-7 раз.
2. Гласные на опоре:
-
Сделайте глубокий вдох. На выдохе протяжно и объемно произносите гласные звуки: "А-а-а-а", "О-о-о-о", "У-у-у-у", "И-и-и-и", "Э-э-э-э", "Ы-ы-ы-ы".Звук должен идти из живота, не из горла.
-
Повторите для каждой гласной 3-5 раз.
3. "Растягивание" звука в словах
- Произносим слово "ком". Затем повторите его, протягивая гласную: "к-о-о-о-о-м". Произносим разные слова, растягивая ударный звук. Также упражнение подходит для формирования фонематического слуха.










