Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Упражнения для развития интонационно-мелодической стороны речи

06.11.2025

Интонация-это средство передачи эмоциональных оттенков речи. Интонационно-мелодическая сторона речи включает несколько компанентов:

Компоненты

Некоторые элементы интонационно-мелодической стороны речи:

  • Мелодика— повышение и понижение голоса.

  • Ритм— равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

  • Темп— скорость произнесения речи, может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания.

  • Тембр— эмоциональная и выразительная окраска речи. Тембр индивидуален для каждого человека.

  • Логическое ударение— смысловое выделение слова во фразе путём усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

  • Паузы— смысловые паузы. Остановки во время чтения или разговора с целью подчеркнуть смысл или отделить одно высказывание от другого.

Формировать интонационно-мелодическую сторону речи необходимо для:

  • Оформления фразы как смысловой единицы.

  • Интонационной окраски высказывания с целью определения типа высказывания (вопросительное, восклицательное). Очень интересно наблюдать за детьми. Кто не понимает речь, часто прислушиваются именно к интонации и поступают в соответствии с контекстом интонации и ситуации, а не смыслом высказывания.

  • Выявление подтекста высказывания, выраженного эмоциональным окрашиванием фразы.

При каких речевых нарушениях мы выделяем работу с интонационно-мелодической стороной речи в отдельный блок:

1. Заикание. По причине нарушения темпа, ритма высказывание, детям сложно выразить интонацию что приводит к непониманию со стороны оппонента.

2. Дизартрия. Слабая модуляция голоса. Нарушение просодического компонента речи. Затухающий голос, приводят к нарушению эмоциональной окраски речевого высказывания и непониманию говорящего окружающими

3. Дислексия. Дети монотонно, без смысловых пауз читают текст. Часто механически. Что приводит к полному непониманию прочитанного. Не соблюдают мелодику высказывания, не расстанавливают логические ударения, что также приводит к непониманию прочитанного.

4. Дисграфия. В момент речевого высказывания дети не соблюдают интонацию и паузы, что приводит к слитному написанию слов, предложений. Нарушается словоизменение, согласование.

Развитие

Для формирования интонационно-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух — восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко-высотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение). Также полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса, например, повторить звукоподражание взрослого животного и его детёныша.
Упражнения для развития интонационно-мелодической стороны речи:

1. Логоритмика.

Прослушивание музыкальных композиций с изменением ритма. Сочетание плавных движений и марша.

Упражнения развивает:

  • слуховое внимание,

  • умение переключаться с одного действия на другое,

  • координацию движений.

На первых этапах ребенок слушает музыку и чередует плавные движения (покачивание телом и руками, кружится на месте), далее изменение ритма и ребенок переключается на марширующие движения. Смена ритма должна происходить не менее 4 раз за композицию

Усложнение задания, второй этап. К движениям присоединяем пропевание слогов с соблюдением интонации. На плавную музыку поем, протягивая гласные. В момент марша слоги должны произноситься четко и коротко.

2. Тише-громче.

  • Используем уже знакомый инструмент логоритмики. Громко и тихо стучим в бубен или хлопаем в ладоши. Громкость мелодии легко регулировать бегунком громкости.

  • «Покричим в лесу, поговорим пока все спят». Перед вами две сюжетные картинки «лес», «дом». Учимся быстро переключаться с одного типа говорения на другой.

3. Постановка театрализованных сценок: «День рождение», «Болезнь», «Поругались с другом». Выражаем эмоции с помощью мимики, интонации, жестов. Таким образом мы соединяем понимание вербальных и невербальных стимулов, что в свою очередь приводит к улучшению навыков коммуникации.

Упражнения для развития силы голоса.

1.Мычать звук "М", стараясь ощутить вибрацию в области носа, верхней губы и скул.

  • Почувствовав вибрацию, откройте рот и произнесите "М-А-А-А", "М-О-О-О", "М-У-У-У", сохраняя ощущение вибрации в лице.

  • Повторите для каждой гласной 5-7 раз.

2. Гласные на опоре:

  • Сделайте глубокий вдох. На выдохе протяжно и объемно произносите гласные звуки: "А-а-а-а", "О-о-о-о", "У-у-у-у", "И-и-и-и", "Э-э-э-э", "Ы-ы-ы-ы".Звук должен идти из живота, не из горла.

  • Повторите для каждой гласной 3-5 раз.

3. "Растягивание" звука в словах

  • Произносим слово "ком". Затем повторите его, протягивая гласную: "к-о-о-о-о-м". Произносим разные слова, растягивая ударный звук. Также упражнение подходит для формирования фонематического слуха.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку