Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс
06.09.2023

Комплаенс - обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации...(Методические рекомендации Минтруда РФ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 28.03.2014 в ред. от 10.11.2018).

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. 

Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (Приказ ФАС России от 27.11.2018 N 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)».

Федеральной антимонопольной службой разработаны Разъяснения от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 г.) (далее – Разъяснения). 

1Область применения РазъясненийРазъясненияподготовлены в целях единообразного применения антимонопольного законодательства при рассмотрении ФАС России обращений хозяйствующих субъектов об установлении соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, указанного в ч. 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ (далее – ФЗ № 135-ФЗ), или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов) требованиям антимонопольного законодательства в порядке ч. 5 ст. 9.1 ФЗ № 135-ФЗ.

Рекомендации, изложенные в Разъяснениях, призваны оказать содействие хозяйствующим субъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозяйствующего субъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, и иные параметры.

Кроме того, в Разъяснениях изложена позиция ФАС РФ по вопросам осуществления отдельных полномочий ФАС РФ в контексте организации хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса.

2. Общие положения об организации антимонопольного комплаенсаСогласно ч. 1 ст. 9.1 ФЗ № 135-ФЗ в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Таким образом, организация антимонопольного комплаенса является правом хозяйствующего субъекта, решение о его организации принимается хозяйствующим субъектом исключительно добровольно и остается полностью на его усмотрение.

Основными целями антимонопольного комплаенса являются:

1) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом;

2) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта.

В долгосрочной перспективе организация антимонопольного комплаенса может способствовать повышению эффективности и успешности деятельности хозяйствующего субъекта.

Принципы. При организации антимонопольного комплаенса хозяйствующему субъекту рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1) заинтересованность руководства хозяйствующего субъекта в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников хозяйствующего субъекта в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;

2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

3) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности антимонопольного комплаенса.

3. Стимулы для организации антимонопольного комплаенсаОдним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, установленных Указом Президента РФ от 21.12.2017  № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», является стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Стимулами для организации хозяйствующим субъектом антимонопольного комплаенса являются:

1) снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных для хозяйствующего субъекта последствий, в частности взыскания штрафов, убытков, причинения вреда репутации, расходов на юридические услуги, признания недействительными сделок, привлечения должностных лиц субъекта к административной или уголовной ответственности;

2) увеличение длительности периодов между проведением ФАС России плановых проверок хозяйствующих субъектов с трех до пяти лет или непроведение ФАС России таких проверок в отношении хозяйствующего субъекта. Так, согласно постановления Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации»функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты применяются к хозяйствующему субъекту, является одним из условий для снижения категории риска со среднего и умеренного до умеренного и низкого соответственно;

3) самостоятельное выявление нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом позволяет ему добровольно заявить в ФАС России о заключении им соглашения (об осуществлении согласованных действий), недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, что является основанием для освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности или для наложения административного штрафа в минимальном размере за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ, при выполнении условий статьи 14.32 КоАП РФ.

Примечание. Статьей 14.32 КоАП предусмотрена административная ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

Так, часть 1 ст. 14.32 предусматривает ответственность за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем.

Часть 2. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФсоглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.

Часть 3. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ «вертикального» соглашения либо участие в нем.

Часть 4. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи.

Часть 6. Осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий

Часть 7. Заключение органом исполнительной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФсогласованных действий -

Автор: Г.Б. Добрецов




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку