Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ, И КАКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПО ЗАКОНУ № 44-ФЗ

19.11.2024

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 от № 273-ФЗ ст. 1, п. 1. Далее – Закон № 273-ФЗ).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: 

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (Закон № 273-ФЗ, ст. 1, п. 2).

Под конфликтом интересов в законе № 273-ФЗ понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (Закон № 273-ФЗ, ст.10, ч. 1).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (Закон № 273-ФЗ, ст. 10, ч. 2).

Заказчики, как и другие организации, обязаны разрабатывать ипринимать меры по предупреждению коррупции. Такие меры включают:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов (см. методические рекомендации Минтруда  https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/19);

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (Закон № 273-ФЗ, ст. 13.3).

Кроме того, заказчики могут воспользоваться дополнительными мерами, не предусмотренными Законом № 44-ФЗ (далее – Закон), например, использовать антикоррупционную оговорку в контрактах.

В первой статье Закона указано, что его целью является предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Эта цель реализуется посредством принципов, на которых основывается контрактная система, например принципа открытости и прозрачности, направленных, в том числе, и на противодействие коррупции в сфере закупок (Закон, ст. 6,7).

Меры противодействия коррупции, установленные Законом:

1) установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц. Так, членами комиссии не могут быть: 

- эксперты, оценивающие извещение, конкурсные заявки; 

- лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, например ее участники; 

- участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; 

- должностные лица органов, осуществляющие контроль в сфере закупок (Закон, ст. 39, ч. 6); 

2) установлено в числе единых требований - требования к участникам закупки об отсутствии обстоятельств (имеющих признаки конфликта интересов между ними и заказчиком – прим. автора), при которых должностное лицо заказчик (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться: 

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве ИП), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (Закон, ст. 31, ч. 1, п. 9); 

3) предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы. Она заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц (Закон, ст. 34, ч. 22); 

4) установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие лица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административное наказание в виде дисквалификации. Также к закупкам не допускаются юрлица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (Закон, ст. 31, ч. 1, п.п. 7, 7.1); 

5) предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов (Закон, ст. 34, ч. 23, ч. 24); 

6) предусмотрено право Правительства РФ определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями) (Закон, ст. 94, ч. 4.1); 

7) предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок (Закон, ст. 20); 

8) предусмотрены различные механизмы контроля закупочной деятельности, в том числе общественный контроль (Закон, ст. 99 - 102); 

9) установлены требования к экспертам, экспертным организациям. Так, к проведению экспертизы нельзя допускать: 

- должностных лиц либо работников заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), а также бывших должностных лиц либо работников, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы; 

- физлиц, имеющих имущественные интересы в заключенииконтракта; 

- супругов, родителей, детей, дедушек, бабушек, внуков, братьев, сестер, усыновителей или усыновленных руководителя заказчика, членов закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя); 

- юрлиц, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц; 

- физических или юридических лиц, на которых заказчик либо поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно может оказывать влияние (Закон, ст. 41, ч. 2); 

10) установлен запрет на участие специализированной организации в закупке, в рамках которой она осуществляет функции такой организации согласно ч. 1 ст. 40 Закона (Закон, ст. 40, ч. 5);

11) при проведении закупок руководитель заказчика, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий, а также члены комиссии по осуществлению закупок обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В случае наличия конфликта интересов член комиссии должен незамедлительно сообщить об этом заказчику. Заказчик должен заменить членов комиссии, не отвечающих установленным требованиям, на лиц, которые им соответствуют (Закон, ст. 38, ч. 7, ст. 39, ч. 7, ч. 10). 

За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Противодействие коррупции в закупках является важным элементом деятельности заказчика.  

Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс»

Автор: Г.Б. Добрецов

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку