Единые требования к участникам закупки и ошибки заказчиков в установлении единых требований
Общие положения. Требования к участникам установлены ст. 31 Закона № 44-ФЗ (далее –Закон) и подразделяются на единые (часть 1, п.п. 1 – 11 ст. 31), отсутствия в РНП (часть 1.1. ст. 31) и дополнительныетребования (части 2 и 2.1 ст. 31).
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки (Закон, ст. 32, ч. 1, п. 12). Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение требований Закона. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам (Закон. Ст. 31, части 5-7).
Закупочная комиссия обязана проверить соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 1 и 7.1, п. 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 ст. 31 (если установлены).
Комиссия вправе проверять соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона, а также при проведении электронных процедур требованию п. 10 ч. 1 ст. 31.
Комиссия не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 (Закон. Ст. 31, ч. 8).
2. Единые требования. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
участник отвечает требованиям законодательства к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Это может быть требование о наличии лицензии, аккредитации, членстве в СРО и др.;
участник не ликвидируется;
нет решения арбитражного суда о том, что участник банкрот и открыто конкурсное производство;
деятельность участника не приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
у участника нет недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника за последний отчетный период;
у участника-физлица, у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера участника-юрлица нет судимости (она снята, погашена) за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, такое лицо не дисквалифицировано и не лишено права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью), которые связаны с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), являющегося объектом закупки;
участник-юридическое лицо не был оштрафован за незаконное вознаграждение от своего имени в течение двух лет до подачи заявки на участие в закупке;
участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по контракту заказчик приобретает права на такие результаты. Исключение - заключение контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
нет обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии, полнородный или неполнородный брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо его усыновитель является физлицом (в том числе ИП), являющимся участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юрлица, являющегося участником закупки;
участник не является офшорной компанией, такая компания не входит в состав участников (членов) участника - корпоративного юрлица или в состав учредителей участника - унитарного юрлица, офшорных компаний нет в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через одного или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций участника-юрлица либо долей, превышающей 10% в его уставном (складочном) капитале;
участник закупки не является иностранным агентом;
отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленные законодательством РФ.
3. Подтверждение соответствия участника установленным требованиям.
Заявка участника содержит декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона (Закон, ст. 43, ч. 1, п. 1, п/п «о».
4. Чем подтверждается соответствие участника требованию п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона?
Участник закупки может подтвердить соответствие данному требованию, представив документы, предусмотренные заказчиком в извещении. Последний должен установить их исчерпывающий точный перечень. Например, если от участника требуется лицензия, должно быть определено, какая именно (ч. 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, пп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43Закона). В то же время документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанному требованию, законодательством могут быть не предусмотрены. В связи с этим такие документы представляются в заявке, только если они предусмотрены законодательством (Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 24-06-05/95692).
Если при проведении закупки в строительной сфере требуется членство в СРО, не устанавливается требование представить подтверждающие документы. Закупочная комиссия сама проверяет сведения об участнике в едином реестре СРО(например, реестр СРО Национального объединениястроителей (НОСТРОЙ) https://nostroy.ru. Кроме того, проверяет уровни ответственности участника в компенсационных фондах СРО (п.п. 2, 3 Письма ФАС от 11.07.2023 N МШ/54828/23).
Наличие лицензии, выданной в соответствии с Законом о лицензировании, подтверждает выписка из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа о принятом решении. Указанные документы представляются в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью. Бумажная лицензия подтверждающим документом не является (ч. 8 ст. 21 Закона о лицензировании, Письма ФАС России от 14.06.2023 № ДФ/46829/23, Минэкономразвития России от 25.08.2023 № ОГ-Д24-7294, от 23.04.2021 № Д24и-12191).
По некоторым видам деятельности, не подпадающим под действие Закона о лицензировании (например, по деятельности по защите гостайны), лицензия может быть оформлена на бумажном носителе и наличие лицензии подтверждается ее копией.
5. Ошибки заказчиков в применении единыхтребований (2022 – 2023 гг.)
Приморское УФАС (решение от 11.10.2023 № 025/06/49-1460/2023) решило, что участников незаконно обязали подтверждать правоспособность только выпиской из реестра лицензий или копией разрешительного документа. Заказчик не учел, что по Закону о лицензировании от 04.05.2011 № 99-ФЗ для этого подойдет выписка из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Аналогичное мнение высказывала ФАС (письмо от 14.06.2023 № ДФ/46829/23). Однако у Минэкономразвитиядругое мнение (письмо от 25.08.2023 № ОГ-Д24-7294).
Ставропольское и Московское УФАС (решения от 26.09.2023 № 026/06/106-2021/2023 и от 20.09.2023 № 077/06/106-12554/2023) не поддержали заказчиков проектно-изыскательских работ. Условия закупки обязывали участников состоять в двух СРО. Чтобы выполнять подобные работы достаточно членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
ФАС разъясняла: если объект закупки включает разработку проектной документации и инженерные изыскания, заказчик устанавливает требование к членству в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Это позволяет соблюсти принцип обеспечения конкуренции. (Письмо ФАС от 11.07.2023 № МШ/54828/23)
Но в практике есть пример, когда суды поддержали требование состоять в двух СРО, поскольку решили, что заказчик приобретал 2 самостоятельных вида работ с разными кодами по ОКПД 2 (постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2022 по делу № А45-15952/2021.
Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс».
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: