КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛОТОВ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА ФАС
Как указано в п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в числе условий конкурентной закупки содержится условие об описании предмета закупки с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона.
Указанная ч. 6.1 содержит три правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки:
1. Указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
2. Не включать требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов (далее – средств индивидуализации), требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
3. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, других средств индивидуализации, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ, в целях исполнения этими юрлицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Требования п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ. Указания ч. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ об определении предмета закупки через описание его характеристик дополняются требованиями п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ, согласно которому заказчик устанавливает требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Одним из важных правил формирования предмета закупки является правило: объединять в один лот следует товары, работы, услуги технологически и функционально связанны между собой.
Как указано в Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (разработан ФАС РФ), при установлении требований к предмету закупки заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить к ограничению числа участников закупок, и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок, в частности, в результате:
- объединения в предмет закупки товаров, работ, услуг технологически и функционально не связанных между собой (например, закупка систем кондиционирования и компьютерного оборудования);
- установления требований, непредусмотренных законодательством РФ и ограничивающих доступ к участию в закупке (например, установление требования о наличии у участника закупки лицензии на деятельность, не осуществляемую при исполнении договора);
- укрупнения предмета закупки для ограничения числа участников закупки, в том числе путем необходимости выполнения работ, оказания услуг на территории значительного числа субъектов РФ в один временной интервал при необходимости наличия у участника закупки в каждом субъекте России соответствующих материальных и трудовых ресурсов (например, оказание услуг по ремонту и обслуживанию автотранспорта на территории нескольких федеральных округов);
- установления требований к поставляемому товару, которым соответствует товар единственного производителя, в том числе указание на товарный знак, модель, марку товара без сопровождения словами "или эквивалент", и определения параметров эквивалентности, за исключением случаев необходимости обеспечения технологической совместимости предмета закупки с товаром, имеющимся у заказчика, а также в случае закупки уникального (наилучшего) товара из товаров, имеющихся на соответствующем товарном рынке. (Стандарт осуществления закупочной деятельности. Раздел VII, п. 4)
Запрет ограничивать конкуренцию закреплен в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ. Такую же позицию высказало Минэкономразвития в письме от 29.04.2016 № Д28и-1142. Суды тоже указывают, что объединять можно только технологически и функционально связанную продукцию (например, решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2016 № А56-97357/2015)
Некоторые примеры административной практики ФАС РФ 2024 года по вопросам нарушения Закона 223-ФЗ при формировании лотов
1. Требование документации о соответствии поставляемого товара недействующим ГОСТам влечет административную ответственность должностного лица заказчика, поскольку такое описание вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом оценить возможность участия в закупке.
ПАО проводило открытый конкурс в электронной форме на право заключения договоров на поставку стоек железобетонных.В результате рассмотрения поступившей жалобы Комиссия ФАС России установила, что заказчиком в документации установлены требования соответствия ГОСТам, утратившим силу, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяют надлежащим образом оценить возможность участия в закупке и надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Указанные действия нарушают требования п. 1 ч. 10 ст. 4Закона о закупках. По итогам рассмотрения дела принято решение о привлечении должностного лица ПАО к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) руб. (Постановление ФАС России от 20.09.2024 по делу N 28/04/7.32.3-2133/2024)
2. Объединение в один лот товаров, значительная часть которых изготавливается конкретным производителем, не позволяет участникам закупки, способным поставить товар по иным позициям, принять участие в закупке, что создает дискриминационные условия и ограничивает количество участников закупки.
В ФАС России поступила жалоба, содержащая информацию о нарушении прав и законных интересов заявителя ввиду установления заказчиком технических и функциональных характеристик закупаемого товара, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия ФАС России установила, что большая часть позиций, указанных в Документации, может быть поставлена единственным производителем, что не позволяет участникам закупки, способным поставить товар по иным позициям, принять участие в закупке. Это создает дискриминационные условия, ограничивает количество участников закупки, а также противоречит целям и принципам Закона о закупках.
По итогам рассмотрения дела приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) руб.(Постановление ФАС России от 17.09.2024 по делу N 28/04/7.32.3-2092/2024)
3. При формировании лота не допускается объединять в рамках одной закупки не связанные между собой товары, представленные на разных товарных рынках.
Заявитель жалобы обжаловал действия Заказчика, объединившего в рамках одной закупки поставку программного обеспечения (далее – ПО) и аппаратного оборудования.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что закупка аппаратного оборудования и специального прикладного ПОконкретного производителя приводит к ограничению количества участников закупки, не обладающих правом поставки прикладного (технологического) ПО, но при этом имеющих возможность поставки аппаратного оборудования.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом осуществившего описание предмета закупки, ввиду необоснованного объединения не связанных между собой товаров, а именно ПО и аппаратного оборудования, нарушают п.2 ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст.7.32.3 КоАП РФ. (Решение ФАС России от 26.09.2024 N 223ФЗ-331/24, предписание ФАС России от 26.09.2024 N 223ФЗ-331/24)
4. Описание предмета закупки, которому соответствует товар конкретного производителя, нарушает требования Законао закупках.
Заявителем жалобы обжалованы действия Заказчика, неправомерно установившего положения документации о закупке, не позволяющие поставку эквивалентного товара.
Комиссия ФАС России установила, что предусмотренное в документации описание предмета закупки не соответствует исключениям, указанным в подпунктах «а» - «г» п. 3 ч. 6.1 ст. 3Закона 223-ФЗ, позволяющим использовать в описании указание на товарный знак без эквивалента что нарушает ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч.9 и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП.(Решение ФАС России от 23.09.2024 N 223ФЗ-325/24)
Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс»
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: