КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ – ЗАКОН № 223-ФЗ
В системе закупок товаров, работ, услуг (продукции) для нужд заказчиков выделяются две крупные сферы:
- контрактная система - закупки продукции для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее – БУ), государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее - ГУП, МУП) (44-ФЗ);
- так называемые «корпоративные» закупки - закупки продукции отдельными видами юридических лиц (закон 223-ФЗ).
И там, и там закупки организованы по определенным правилам. Но закон 223-ФЗ определяет лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке продукции. Для субъектов корпоративных закупок законодатель не устанавливает детализированных правил закупок. Хозяйствующие субъекты сами должны написать для себя положение о закупках:
- установить способы определения поставщиков, правила их применения,
- разместить свое положение в ЕИС и
- проводить закупочные процедуры на основании этого акта.
Закон о закупках (223-ФЗ) регулирует закупку продукции отдельными организациями, которые формируют ряд отраслей и секторов экономики страны, такими как государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и другими, всего 12 типов субъектов.
Между системой государственных закупок и системой корпоративных закупок имеется связь, которая проявляется по двум основным направлениям.
1. Федеральный закон № 44-ФЗ предусмотрел возможность для БУ, ГУП, МУП осуществления закупок на средства грантов, контрактов (для БУ еще и за счет, полученных от иной приносящей доход деятельности, а для ГУП, МУП - без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ) - по правилам Закона о закупках № 223-ФЗ.
2. И, наоборот, при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы РФ субъектам Закона о закупках № 223-ФЗ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств - распространяются положения Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с законом № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Основные особенности закупок в соответствии с законом№ 223.
Положением о закупке в соответствии с законом № 223-ФЗ предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.
Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке.
Правительство РФ установлен перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.Конкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) осуществляются только вэлектронной форме.
Правительством РФ установлены особенности участия СМСП в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
Правительством РФ установлен приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Преференции нужно применять:
- к российским товарам, из стран-участниц ЕАЭС, ЛНР, ДНР;
- работам и услугам, которые выполняют лица, находящиеся под юрисдикцией этих стран.
По правилам национального режима по Закону № 223-ФЗ для российских товаров установлен лишь приоритет над иностранными – запрещать или ограничивать допуск иностранных товаров нельзя.
О роли и месте корпоративных закупок в экономике России свидетельствуют цифры годового объема закупок, см. рисунок.
«Корпоративные» закупки -
около 23 трлн. руб.
Государственные закупки -
около 9,5 трлн. руб.
Рис. Объем закупок продукции в контрактной системе и «корпоративной» сфере в РФ, 2021 г.
Автор: Г.Б. Добрецов
22.07.2022