Идея ввести мораторий на закон о контрактной системе не получила поддержки Минфина
Несколько дней тому назад прозвучало предложение о введении моратория на закон 44-ФЗ (далее – Закон) на период до завершения специальной военной операции, чтобы можно было более оперативно осваивать выделяемые бюджетные средства. По словам автора предложения, закон принимался в свое время для борьбы с коррупцией и наведения порядка, однако недобросовестные лица все равно находят способы его обойти.
Минфин не поддержал такую инициативу по введению моратория, отметив, что Закон содержит все необходимые инструменты для оперативного освоения бюджетных средств и поддержки реального сектора экономики.
Согласимся с доводами Министерства. Чем Минфин обосновал свою позицию?
1. На замечание, что выделенные деньги, если проходить все процедуры по Закону, можно начинать осваивать только с июня – июля, Минфин совершенного справедливо отметил: определение исполнителей госконтрактов, в том числе подрядчиков для строительных работ, может быть осуществлено в срок до 26 календарных дней при проведении конкурса (срок конкурентной процедуры от размещения извещения до заключения контракта) или 18 календарных дней при проведении аукциона. При этом для строек может осуществляться закупка «под ключ» одновременно на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства, а также на оснащение оборудованием, что существенно сокращает сроки реализации строительных проектов, заявили в Минфине. Добавим сюда и контракты жизненного цикла – «контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара».
2. «Действующее законодательство, - отмечает Минфин, - обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в самые сжатые сроки, в том числе, как в рамках конкурентных процедур, так и без их использования по решениям органов исполнительной власти субъектов и местных администраций». Напомним, что с 29.12.2022 постановлением Правительства (далее – ПП) РФ № 339 в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта РФ, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с ПП РФ № 339.
3. Кроме того, действующие нормативные правовые акты, - отмечает Минфин, - позволяют производить «заключение и исполнение контрактов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств», осуществлять поддержку импортозамещения, а также субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, учреждений ФСИН.
4. Наконец, и это очень важно, как указано в ч. 13.1 ст. 34 Закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с 01.05.2022 сокращен до семи рабочих дней (ранее срок был 30 дней).
5. Заказчик вправе (но не обязан) устанавливать обеспечение контракта и гарантийных обязательств (Закон, ст. 112, ч. 64.1), от обеспечения также освобождаются авансы, находящиеся на казначейском сопровождении
Автор: Добрецов Г.Б.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: