Национальный режим в контрактной системе: несколько практических ситуаций
В правоприменительной практике постоянно возникают сложные вопросы применения так называемого «национального режима закупок». Напомним, что частью 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами (далее – НПА) Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг. А частью 4 указанной статьи – условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет.
Рассмотрим несколько практических ситуаций из этой сферы.
1. Продукция подпадает под запрет. Двое из трех участников аукциона не представили сведений о стране происхождения товара. Действия заказчика?
Аукцион на поставку контейнеров для твердых бытовых отходов, в извещении о закупке установлен запрет на допуск иностранных промышленных товаров в соответствии с постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – ПП № 616). Двое из трех участников аукциона не включили в состав заявки выписку из реестра российской промышленной продукции, ограничившись простым указанием на российское происхождение предлагаемых товаров. Третий участник представил выписку из вышеуказанного реестра, однако в аукционе участия не принимал.
Как правильно поступить заказчику? Нужно ли отклонять заявки первых двух участников?
ПП № 616 установлен запрет на допуск промтоваров, происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС) для целей осуществления закупок. Согласно п. 10 ПП № 616 для подтверждения соответствия предлагаемых к поставке товаров требованиям ПП № 616 участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки:
1) в отношении товаров российского происхождения — номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции (РРПП), единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22–27 и 29 перечня, утв. ПП № 616 — РРЭП), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 № 719 (для продукции, в отношении которой установлены соответствующие требования);
2) в отношении товаров, происходящих из других государств — членов ЕАЭС, кроме России, — номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров (ЕРПТ), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства — члена ЕАЭС, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (для продукции, в отношении которой установлены соответствующие требования);
Номера реестровых записей из РРПП и РРЭП не представляются лишь при поставках вооружения, военной и спецтехники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и/или при поставках образцов вооружения, военной и спецтехники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1». Информация о таких товарах не подлежит включению в РРПП и в РРЭП.
В рассматриваемом случае в составе заявки для подтверждения страны происхождения должны быть представлены номера реестровых записей из РРПП. Это следует из п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона, в силу которого заявка на участие в конкурентной процедуре должна содержать информацию и документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона, если в извещении установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска.
В случае непредставления участником информации и документов, предусмотренных НПА, на основании которого в извещении был установлен запрет на допуск иностранных товаров, заявка такого участника подлежит отклонению со ссылкой на п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона. Примеры отклонений из практики, см. решения СПб УФАС России от 01.12.2022 по делу № 44-4043/22 (изв. № 0172200002722000154), Московского УФАС России от 11.11.2022 по делу № 077/06/106-16790/2022 (изв. № 0373100036222000028).
Участник с российским товаром, соответствующий требованиям, представил надлежащую заявку и не подал ценового предложения. В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 51 Закона его минимальным ценовым предложением признается начальная (максимальная) цена контракта. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 52 и ч. 6 ст. 52 Закона аукцион признается несостоявшимся, и контракт заключается с этим единственным участником.
2. Кассация подтвердила: национальный режим подлежит применению и при закупках на изготовление товара под заказ (закупка услуг)
Участник подал жалобу на то, что в закупке по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями заказчик не установил ограничения допуска иностранных промтоваров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.
Заказчик посчитал, что нацрежим не нужен. Он приобретал продукцию индивидуального, а не промышленного производства. Проект контракта предусматривал не поставку товара, а услуги по его изготовлению.
Контролеры заказчика не поддержали. Кассационная инстанция – тоже (постановление АС Северо-западного округа от 26.01.2023 по делу № А56-44610/2022):
- цель закупки — поставка товара. Заказчик не предъявлял требований к услугам по замерам, производству и передаче изделий инвалидам. Коды ОКПД2 и КТРУ выбраны только для товара. Объем работ исчислялся в штуках. Гарантийный срок установлен только на продукцию;
- описание объекта закупки содержало характеристики товара. Участники должны были среди прочего указывать их в заявках;
- в реестре отечественной промпродукции есть сведения, как минимум, о 2 производителях таких изделий.
К сходным выводам приходило, в частности, Удмуртское УФАС (Решение от 14.09.2022 по делу № 018/06/106-720/2022), АС Поволжского округа (Постановление от 19.12.2022 № Ф06-25354/2022). Однако в практике есть и другое мнение (Решение УФАС по Новгородской обл. от 22.11.2022 № 053/06/14-620/2022).
3. В аукционе на закупку продукции, подпадающей под приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров…» (далее – приказ № 126н), участвовало 2 участника. Победитель с российским товаром уклонился от заключения контракта. Заказчик заключил контракт с участником, представившим заявку на поставку иностранного товара. Но не снизил цену контракта с победителем на 15%. Правильно ли поступил заказчик?
В соответствии с п. 2 «а» приказа № 126н положения пунктов 1.1 - 1.3 приказа № 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся по основаниям, предусмотренных Законом. Но в соответствии со ст. 52 Закона процедура, в которой участвовали два участника считается состоявшейся.
В соответствии с пунктами 1.5 и 1.3 приказа Минфина № 126н в случае признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта и заключении контракта с иным участником закупки, цена контракта определяется заказчиком в соответствии с п. 1.3 приказа № 126н, то есть контракт заключается по цене, сниженной на 15% в отношении товаров, указанных в приложении № 1, и сниженной на 20% в отношении товаров, указанных в приложении № 2, от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС). (Решение Красноярского УФАС от 14.09.2022 № 024/06/106-2414/2022).
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: