Некоторые вопросы начисления пени как формы неустойки по контракту
Анализируя понятие «неустойка» в контрактах, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, (далее – Закон) можно сделать вывод, что это одновременно и способ обеспечения исполнения обязательств, и мера гражданско-правовой ответственности. Оговорив при этом, что Закон устанавливает закрытый перечень способов обеспечения исполнения контрактов и не относит неустойку к обеспечительным мерам. Но, Гражданский кодекс (далее - ГК) РФ – правовая основа Закона (см. ст. 2 Закона) регулирует этот вопрос иначе.
Неустойка применяется в двух формах:
а) пени (или пеня);
б) штраф.
Неустойка в форме пени установлена частями 5 и 6 ст. 34 Закона отдельно для заказчика, отдельно для поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – поставщик).
Заказчику необходимо в проекте контракта внести указанные нормы и при возникновении ситуаций просрочки исполнения обязательств направить поставщику претензию. (Аналогично поступает и поставщик. Но для заказчика – предъявить неустойку – обязанность, для поставщика – право).
В претензии необходимо указать факт нарушения сроков исполнения обязательств (со ссылкой на пункт контракта), вменить поставщику на основании ГК РФ, Закона и контракта ответственность в форме пени, произвести ее расчет в соответствии с Законом, исходя из количества дней нарушения сроков и ключевой ставки Центрального банка РФ (далее – ЦБР) и предложить контрагенту уплату пени в добровольном порядке. Если в контракт в соответствии с ч. 14 п. 2 ст. 34 Закона включено условие об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии Законом, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю), то сделать соответствующую оговорку.
Примечание.
С 19.09.2022 ЦБР установлена ключевая ставка в размере 7,5% годовых.
Пример расчета пени. Фабула. Цена контракта – 100 тыс. руб., срок поставки 25.04.2023. Фактически поставка произведена 02.06.2023. Ключевая ставка ЦБР 7,5%.
Количество дней просрочки, считая со следующего дня после контрактного срока и исключая день поставки, составляет 38 дней.
Внимание! Дату поставки также берем в расчет (см. письмо Минфина от 13.04.2016 № 02-04- 06/21780. Определение Верховного суда от 31.01.2017 по делу № А45- 26419/2015).
Расчет пени: 100000 х 38 х 1/300 х 7,5/100 = 950 рублей
Важно!
В случае если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени, чем порядок, предусмотренный Законом, размер такого пени и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством РФ.
Например: Потребители услуг по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Ст. 37, ч. 2).
Так, стороны заключили контракт на поставку электроэнергии. Поскольку заказчик за нее вовремя не заплатил, контрагент обратился в суд, чтобы взыскать пени. Три инстанции удовлетворили иск. Пени рассчитали из 1/130 ключевой ставки по правилам отраслевого закона, поскольку: закон об электроэнергетике носит специальный характер по отношению к Закону 44-ФЗ. Последний не учитывает особенности отношений в сфере энергоснабжения.
Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты (Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Ст.13, ч. 6.2).
Потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Ст. 15, ч. 9.1).
В обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда (далее – ВС) РФ 28.06.2017 указано, что Судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличения размера неустойки решила, что пени в контракте можно определить выше, чем по Закону №44-ФЗ. Поскольку эта норма ГК РФ до сих пор не менялась, выводы из указанного обзора применимы и сейчас. Кроме того, по законодательству о контрактной системе не запрещено устанавливать размер ответственности больше, чем предусмотрено. Однако его может снизить суд при наличии оснований в соответствии с ГК РФ( Определение ВС РФ от 13.07.2021 N 308-ЭС21-10726).
Использованы материалы СПС «Гарант» и СПС «КонсультантПлюс», сайта «Гражданский контроль государственных закупок»
Автор: Г.Б. Добрецов, канд. ист. наук, доцент, специалист в сфере закупок
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: