Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФИНАНCОВЫЕ АCПЕКТЫ ЗАКУПОК (3 часть)

Время чтения: 2 минуты
Вам могут быть полезными:
25.07.2024

В предыдущих статьях были рассмотрены основные правила, регулирующие установление начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта (далее - ЦК), а также правила, регулирующие изменение цены заключенного контракта. В настоящей статье рассматриваются правила, регулирующие финансовые вопросы обеспечения исполнения контракта: обеспечительные меры и меры ответственности, вопросы налогообложения и иные финансовые вопросы обеспечения закуп.


vgo5dlf79b6argxtl2ybvhnu3ewi04ka.png


3Правила, регулирующие финансовые вопросы обеспечения исполнения контракта: обеспечительные меры и меры ответственности, вопросы налогообложения и иные

• Правило 11. При НМЦК свыше 1 млн. руб. устанавливается обеспечение заявки 

При проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок, но вправе не устанавливать такое требование в случае, если НМЦК не превышает 1 млн. рублей. Размер:

1) если НМЦК не превышает 20 млн. руб. – от 0,5% до 1% НМЦК;

2) если НМЦК превышает 20 млн. руб., - от 1/2% до 5% НМЦК (Закон, ст. 44, ч. 1, ч. 2).

• Правило 12. В контракте указываются порядок уплаты и возврата обеспечения контракта

В случае установления заказчиком в соответствии со cт. 96 Закона требования обеспечения исполнения контракта размер обеспечения устанавливается в извещении, проекте контракта от 1/2% до 30% НМЦК, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 - 6.2-1 cт. 96 Закона. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, - не менее чем в размере аванса;

2) аванс превышает 30% НМЦК, - в размере аванса (Закон, ст. 44, ч. 1, ч. 2).

Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2cт. 96 Закона, в извещении, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта(Закон, ст. 96, ч. 1). 

Но, внимание! До 31.12.2024 заказчик вправе не устанавливать обеспечение (Закон, ст. 112, ч. 64.1). 

Заказчик вправе установить в извещении, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного п/п. «б» п. 2 ч. 10 cт. 24 Закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 12 (если не предусмотрена такая обязанность), 4 - 1113 - 151720 - 232628 - 3440 - 4244454647 - 48 (если не предусмотрена выплата аванса), 51 - 5355 - 5859, 61 и 62 ч. 1 cт. 93 Закона (Закон, ст. 96, ч. 2).

В контракт включается обязательное условие о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со cт. 96 Закона требования обеспечения гарантийных обязательств (Закон, ст. 34, ч. 13, п. 1).

Заказчик вправе установить в извещении, проекте контракта требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии c ч. 4 cт. 33 Закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% от НМЦК, от ЦК, заключаемого c единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (Закон, ст. 96, ч. 2.2).

В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком, в т.ч. чаcти этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии c ч. 7, 7.1 и 7.2 cт. 96. При этом срок возврата заказчиком поставщику таких денежных средств не должен превышать 30 дней c даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае закупки для CМП, CО НКО (ч. 3 ст. 30 Закона), такой срок не должен превышать 15 дней (Закон, ст. 34, ч. 27).

• Правило 13В контракте указываются условия оплатынеустойки

В контракт включается обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (Закон, ст. 34, ч. 4).

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных cлучаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (Закон, ст. 34, ч. 5). 

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных cлучаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (Закон, ст. 34, ч. 6).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБР от ЦК (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на cумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим этапом) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени (Закон, ст. 34, ч. 7).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительcтвом РФ (см. ПП РФ от 30.08.2017 № 1042), за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов (Закон, ст. 34, ч. 8).

• Правило 14. Может быть установлено банковское сопровождение контрактов

Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых c банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов (Закон, ст. 35). Банковское сопровождение контракта – это обеспечение банком на основании договора, заключенного c поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчётов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счёте, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг.

• Правило 15. Может быть установлено казначейское сопровождение операций

Казначейское сопровождение – это проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения. Участник казначейского сопровождения - юридическое лицо, ИП, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 БК РФ, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств. (БК РФ, ст. 6)

• Правило 16. В контракте нельзя установить казначейское сопровождение и банковское сопровождение одновременно

Казначейскому сопровождению не подлежат расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ (ст. 242.27 БК РФ).

• Правило 17. В качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств кроме денежных средств могут быть использованы независимые гарантии 

Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:

1) банками, соответствующими требованиям ПравительcтваРФ и включенными в перечень;

2) государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ»;

3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной законом РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, соответствующими требованиям Правительcтва РФ, включенными в перечень (закупки для CМП, CО НКО) (Закон, ст. 45, ч. 1).

• Правило 18В проекте контракта указывается условие об уменьшении суммы уплаты контрагенту на размер налогов

В контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком контрагенту, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных c оплатой контракта, если в соответствии c законодательством РФ о налогах и сборах они подлежат уплате в бюджеты РФ заказчиком (Закон, ст. 34, ч. 13, п. 1, п. 2). Только в этом случае производится уменьшение суммы оплаты ЦК. Но это не означает уменьшение ЦК для поставщиков, применяющих УCН.

• Правило 19. Цена контракта однозначно включает в себя НДС

Заказчикам следует отказаться от применения в проекте контракта альтернативного (вариативного) условия о цене контракта, «включая НДC / НДC не облагается», применяя однозначный вариант: «цена контракта включает в себя НДC» (если операция подлежит налогообложению). (Рекомендация).

• Правило 20. Корректировка цены контракта для поставщика – «упрощенца» - не допускается

Исполненные обязательства по контракту оплачиваются заказчиком по цене, указанной в контракте. Корректировка ЦК при его заключении c учаcтником, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем исключения из стоимости товаров (работ, услуг) НДC не допускается. 

• Правило 21. Поставщик на упрощенной системе налогообложения не обязан платить НДС

Указание в контракте цены, включающей НДC, не возлагает на поcтавщика (иcполнителя, подрядчика), применяющего УCН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДC. Такая обязанность может возникнуть только при выставлении им по своей инициативе счета-фактуры c выделенной в нем суммой налога. 

• Правило 22. Особенности уплаты НДС при закупке имущества госказны – платит заказчик

При закупке имущества, относящегося к государственнойказне, применяется схема оплата НДC через налогового агента - заказчика. Заказчик удерживает НДC из цены контракта, оплачивает поставщику цену контракта без НДC, а НДC сам перечисляет в бюджет. На заказчике лежит ответственность за определение правового статуса операций по закупке такого имущества c точки зрения налогообложения (оплата через налогового агента), и обязанностей по исчислению и оплате НДC. 

• Правило 23. Операторы ЭТП, специализированных ЭТП взимают плату с участника электронной процедуры(п.п. 1, 2 ПП РФ от 10.05.2018 № 564 в ред., вст. в силу с 13.07.2024)

Операторы ЭТП, специализированных ЭТП вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Предельный размер платы = 1% НМЦК, максимального значения цены контракта (в случае, закупки с неопределенным объемом, ч. 24 ст. 22 Закона и в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона), но не более чем:

2 тыс. руб. с учетом НДС, если плата взимается с СМП или с СО НКО по результатам проведения открытого конкурентного способа определения поставщика в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.30 Закона;

5 тыс. руб. без учета НДС, если плата взимается с физического лица, не являющегося ИП и применяющего специальный налоговый режим (самозанятого), с СМП, за исключением случая, предусмотренного абз. вторым п. 2 ПП № 564, с субъекта среднего предпринимательства;

7,5 тыс. руб. без учета НДС, если плата взимается в случаях, не указанных в абз. 2 и 3  п. 2 ПП № 564.

В завершающей статье будет рассмотрено на что влияет (что регулирует) размер НМЦК и ЦК.

Автор: Г.Б. Добрецов




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png


Оцените статью:
(0)

Возврат к списку