ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА)
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регулирует ст. 93 Закона 44-ФЗ. Относится к неконкурентным способам, поскольку заключению контракта не предшествует публичная процедура отбора поставщика (исполнителя, подрядчика).
Закупка у единственного поставщика – способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу.
Следует учитывать, что эффективность осуществления закупок декларирована Законом как цель правового регулирования и принцип контрактной системы, и в ряде случаев именно закупки у единственного поставщика позволяют достичь большей эффективности за счет малозатратности данного способа и возможности без процедурных ограничений отобрать известного заказчику поставщика.
Закупки у единственного источника – наиболее простой и удобный способ, однако отметим его недостатки:
1) ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика;
2) высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).
Законодатель выделяет 58 случаев закупки продукции у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика. В одних случаях поставщик – действительно единственный, в том числе, субъект естественной монополии, в других – единственный условно: законодатель предоставляет заказчику право заключить с этим контрагентом контракт на неконкурентной основе, провести, так называемую «прямую» закупку. Закупки по пунктам 4 и 5 части 1 предусматривают, в том числе, электронные процедуры. Закупка по результатам несостоявшихся электронных процедур (п.п. 25 и 24) – заключение контракта в электронной форме.
Провести закупку у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (далее – единственного источника) – право заказчика (кроме пунктов 24 и 25).
Условия закупок у единственного источника не ограничены по цене за исключением пунктов 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона, в которых имеется ограничения цене одной сделки.
Итак, основные правила закупки у единственного источника
Правило 1. Закупка у единственного источника – это право заказчика
Заказчик вправе закупать продукцию у единственного источника в случаях, прямо указанных в ст. 93 Закона с соблюдением установленных требований и ограничений. По общему правилу закупка у единственного источника является правом, а не обязанностью заказчика.
☛ Внимание! Исключение. Заказчик обязан закупать продукцию у единственного источника в случае несостоявшейся конкурентной процедуры с одним участникомпо пунктам 24 и 25 части 1 статьи 93 ЗаконаПравило 2. Обязательное планирование закупок у единственного источника
В план-график закупок заказчиком вносится, в том числе, информация о закупках продукции у единственного источника (в форме отдельной закупки включается информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона, в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок).
Правило 3. Уведомление о закупке
При осуществлении закупки в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона, заказчик обязан уведомить о такой закупке контрольный орган в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление направляется в контрольный орган соответствующего уровня (ФАС / региональный / местного самоуправления муниципального района (городского округа). К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Правило 4. Расчет цены - во всех случаях, обоснование цены - отдельных
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом и включить указанное обоснование в контракт.
Правило 5. Заказчик обязан в отдельных случаях установить обеспечение контракта
Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в проекте контракта при осуществлении закупки в соответствии с пунктами 2, 3, 12, 16, 18,19, 24, 25, 35-39, 47–48, 49, 50, 54 ч. 1 ст. 93 Закона.
☛ Внимание! Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44 - 46, 47 – 48, 51-53, 55-58 ч. 1 ст. 93 Закона.Правило 6. Изменение условий контракта по общему правилу не допускается
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных ст. 95 Закона.
Правило 7. Изменение существенных условий контракта без ограничений допускается в 8 типах контрактов
Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае заключения контракта в соответствии с п.п.1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона.
Правило 8. Контракт должен содержать все существенные условия.
☛ Внимание! ИсключениеПри заключении контракта в случаях, предусмотренных п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44-46, 51- 53 ч. 1 ст. 93 Закона, требования (условия контракта) ч.ч. 4 - 9, 12-13 ст. 34 Закона могут не применяться
Правило 9. Форма контракта по общему правилу - письменная
При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51- 53 ч. 1 ст. 93 Закона контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. ГК установлено, что сделки совершаются устно или в письменной форме
Правило 10. Согласование заключения контракта при цене, превышающей установленную Правительством РФ
Заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с п. 24 и п. 25 в случаях несостоявшихся конкурентных процедур производится по согласованию с контрольным органом. ПП РФ от 30.06.2020 № 961, установлены размеры НМЦК, выше которых заказчики обязаны согласовывать заключение контракта после несостоявшихся конкурентных процедур: конкурса, аукциона.
Правило 11. Предварительный контроль Казначейства
В целях проведения проверок, предусмотренных подпунктами "б"и "в" п. 11 Правил, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) проекты контрактов по 23 пунктам ч. 1 ст. 93 (2, 3, 6, 7, 10–14, 16, 17, 19, 22, 31–33, 35, 37–39, 47, 48, 54, 55) отправляются на предварительный контроль в казначейство на проверку. Проект контракта направляется в письменной форме в трех экземплярах.
Правило 12. Регистрация контакта, изменений, приемки и оплаты контракта производится в срок 5 рабочих дней, а если документы подписаны в ЕИС – 3 рабочих дней
12.1. В течение пяти рабочих дней с даты заключения, изменения, исполнения контракта (отдельного этапа) заказчик направляет информацию в Казначейство.
12.2. Если в соответствии с Законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием ЕИС, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, в Казначейство направляется не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания. Как указано в Правилах, сформированные и подписанные с использованием ЕИС контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также содержащаяся в них информация, подлежащая включению в реестр, не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания таких документов, направляются с использованием ЕИС в Казначейство для проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 18 Правил.
12.3. Информация и документы, связанные с расчетом (предусмотренные п/п "б", п/п "в" (в случае оплаты со счетов, открытых в кредитных организациях, а также если информация о заказчике не подлежит размещению на едином портале бюджетной системы РФ) - об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги - подпунктами "г" - "з" пункта 11, п/п "г" пункта 12, подпунктами "б" и "в" пункта 13 Правил, а также информация и документы, касающиеся контракта, заключенного без использования ЕИС, не позднее 5-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания заказчиком документа, подлежащего включению в реестр, или за днем представления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа, подлежащего включению в реестр, направляются заказчиком с использованием ЕИС в Казначейство для проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "г" пункта 18 Правил.
12.4. Кроме контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных по части 12 ст. 93Закона), 23, 42, 44, 45, 46 (в части контрактов с физлицами) ч. 1 ст. 93 Закона, по которым информация в Реестр не вносится.
Внимание! Правила ведения Реестра контрактов, содержащие, в том числе, порядок включения информации и документов в Реестр, изменились, они утверждены ПП РФ от 27.01.2022 № 60.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.
Автор: Г.Б. Добрецов