Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, 44-ФЗ

29.08.2024

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (Закон № 44-ФЗ, далее – Закон, ст. 3, ч. 1, п. 3).

Поскольку, как следует из Закона, закупка начинается с определения поставщика, а определение поставщика(подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом,и которые начинаются с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных (федеральных, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (там же, п. 2) следует сформировать дефиницию, включающую в себя все закупочные операции, в том числе формирование потребностей, планирование и другие.Такой дефиницией будет «Управление закупочной деятельностью».

Под управлением закупочной деятельностью понимается урегулированные законодательством о контрактной системе, иными нормативными правовыми актами (далее – НПА), локальными актами организаций-заказчиков действия субъектов контрактной системы, направленные на удовлетворение нужд заказчиков в товарах, работах, услугах посредством осуществления планирования (обоснования, нормирования, обсуждения) закупок, определения поставщиков на основе информационной открытости, транспарентности, конкурентности; заключения и исполнения контрактов, а также действий государственных органов по мониторингу, аудиту закупок, по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок и осуществлению защиты интересов сторон закупочных отношений. Иными словами: процесс выработки и осуществления действий, направленных на обеспечение государственных, муниципальных нужд, участниками закупочной системы в соответствии с законодательством РФ и иными НПА.

Операционная карта управления закупочной деятельностью заказчика содержит следующие операции по закупке продукции для обеспечения государственных имуниципальных нужд:

❶. Организация закупочной деятельности: кадровые, правовые и организационно-технические вопросы; планирование работы служб и организация исполнения; взаимодействие; контроль. 

❷. Создание комиссии по закупкам. 

❸. Формирование план – графика в единой информационной система (далее – ЕИС). (Предварительно инициаторами закупок формируются потребности в продукции: наименование, характеристики, количество, сроки, финансы).

❹. Формирование лотов и выбор способа определения поставщика. Планирование объемов закупок у СМП и СО НКО.

❺. Разработка извещения и электронных документов(Описание объекта закупки, Обоснование НМЦК, Проект контракта, Требование к заявке и др.). Учитывается: ОКПД2, КТРУ, требования к объекту закупки и к участникам, национальный режим (запреты, ограничения, условия допуска, квоты). 

❻. Размещение в ЕИС извещения и электронных документов. При необходимости установленным порядком внесениеизменений.

❼. Получение заявок и документов участников от оператора электронной площадки. Рассмотрение заявок (допуск / не допуск) + оценка их.

❽. Заключение контракта. Определение победителя и направление проекта контракта на подпись. При наличии претензии - рассмотрение. Проверка обеспечения контракта.  

❾. Исполнение контракта. Контроль. Приемка + экспертиза. Оплата контракта. Взаимодействие сторон. Расторжение, изменение контракта. Ответственность сторон. 

❿. Учет, отчетность.

Отметим некоторые особо важные вопросы в каждой из указанных операций, требующие особого внимания со стороны заказчика:  

❶. Организация закупочной деятельности

В организации закупочной деятельности (в том числе закупочных процедур), с нашей точки зрения, важную роль играет планирование закупочных операций и контроль соблюдения сроков. 

В Законе около 500 раз применяется эта дефиниция. Понятие«срок» в контрактной системе в соответствии со ст. 2 Закона применяется в соответствии с определением Гражданскогокодекса (далее – ГК) РФ. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ГК РФ, ст. 191).

Однако, в контрактной системе имеются, как минимум, пятьособенностей исчисления и применения сроков (для примера рассмотрим сроки в «днях», как наиболее применяемой единице):

первая, исчисление сроков в соответствии с ГК РФ производится не только «со дня события», например: «в течение трех рабочих дней с даты опубликования» (Закон, ст. 14, ч. 5), а и «со дня, следующего за днем события». Например, «двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте замечаний и (или) предложений». И возникает вопрос, какой же день считать днем события (нулевым днем), от которого в соответствии с ГК РФ исчисляется срок совершения действия?

вторая, исчисление сроков производится как «вперед»: «со дня события» до дня действия, так и «назад»: действие совершается в срок «до дня события»;

третья, срок может быть как минимальный (не ранее), так и максимальный (не позднее). Например, заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником действий в соответствии с п. 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Закон, ст. 50, ч. 6, п. 3);   

четвертая, ряд сроков исчисляется со дня размещения документа в ЕИС, при этом заказчик, нередко, считает день направления документа (нажатие на кнопку «подписать и разместить») – «днем события». Однако, документ направляется заказчиком в ЕИС через казначейство, в котором он проходит так называемый «глазной контроль». Срок контроля один рабочий день, с момента поступления. И, если документ поступил в конце дня пятницы, то рассмотрен (и размещен) он будет, вероятно, в понедельник.

Так, извещение об осуществлении закупки при проведенииэлектронного запроса котировок размещается не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок(Закон, ст. 42, ч. 3, п. 3). Например, заказчик направляет извещение на размещение в ЕИС (через казначейство) 12.08.2024; извещение размещается 13.08.2024 - день события (нулевой день); 14, 15, 16, 19 августа – четыре рабочих дня; 20.08.2024 – дата окончания срока с указанием времени (например, 9.00) окончания срока подачи заявок;

- пятая, сроки в днях исчисляются в календарных и рабочих. Рабочими днями следует считать: понедельник – пятница кроме федеральных официальных праздников, а также иных нерабочих дней, установленных органами власти Российской Федерации. 

Рекомендации

1. По исчислению сроков в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе

1.1. В конструкции, предусматривающей минимальный срок («не менее …» / «не ранее …»):

1.1.1. «Не ранее» / «не менее» «со дня события» или «до дня события» - дня «С» 

День совершения действия исчисляется (отсчитывается) не ранеечем … дней до дня «С» или со дня «С»Так, заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона(подписывает и размещает в ЕИС), не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов (Закон, ст. 50, ч. 6, п. 3). Например, протокол подведения итогов запроса котировок размещен 16.08.2024 (пятница). Заказчик подписывает контракт не ранее чем через два рабочих дня (19 и 20 августа 2024), то есть не ранее 21.08.2024.    

Важно! В сроках по формуле «не менее» / «не ранее» … «со дня события» - «день события» (день «С») - это «нулевой день» расчета.

1.1.2. «Не ранее» / «не менее» … «со дня, следующего за днем события»

День истечения (отсчета) срока совершения действия - не ранее, чем … дней со дня, следующего за днем «С». Так, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней (Закон, ст. 42, ч. 4, п. 4).Например, изменения внесены (заказчик направил извещение с изменением) 12.08.2024. Нулевым днем считаем 13.08.2024 (день, следующий за днем размещения таких изменений); срок «не менее трех дней» - 14, 15, 16 августа 2024. Окончание срока приходится на 17.08.2024. Поскольку окончание срока приходится на нерабочий день (ст. 193 ГК РФ) переносим его на первый рабочий день 19.08.2024, и указываем время окончания подачи заявок, например, 9.00.

Важно! В сроках по формуле «не менее»… «со дня, следующего после дня события» - «день, следующий после днясобытия» - это нулевой день расчета.

1.2. В конструкции, предусматривающей максимальный срок («не более …» / «не позднее …»):

1.2.1. «Не позднее» / «не более» … «со дня события» или «до дня события»

День истечения (отсчета) срока совершения действия - не позднее, чем … дней со дня «С» или до дня «С». Такне позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч4 настоящей статьи (проекта контракта, например), участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 (подписывает проект в т.ч.).Например, 12.08.2024 – дата размещения информации (день события - «нулевой день»); не позднее 13.08.2024 – день совершения действия – участник подписывает проект контракта

Или, указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю(Закон, ст. 31, ч. 11). Например, 12.08.2024 подписан протокол (день события - «нулевой день»); в течении 13 – 14 августа 2024 протокол направляется заказчиком победителю.

Важно! В сроках по формуле «не более» «со дня события» - «день события» (день «С») - это нулевой день расчета.

1.2.2. «Не позднее» / «не более» … «со дня, следующего за днем события» 

День истечения (отсчета) срока совершения действия - не позднее, чем … дней со дня, следующего за днем «С». Так, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов члены комиссии их рассматривают(Закон, ст. 48, ч. 11). Например, вторые части заявок поступили 15.08.2024 (четверг) – это день события (день «С») – «нулевой день»; день, следующий за днем «С» - 16.08.2024 – первый день; комиссия рассматривает протокол не позднее двух рабочих дней – 16 и 19 августа 2024.  

Важно! В сроках по формуле «не более»… «со дня, следующего после дня события» - «день, следующий после днясобытия» - это первый день расчета.

2. По организации и контролю

Представляется важным локальными актами организации – заказчика установить персональную ответственность специалистов за те или иные действия, которые урегулированы законодательными сроками, и создать систему внутреннего контроля сроков исполнения. Указанные шаги минимизируют риски привлечения к административной ответственности руководителя организации, руководителя контрактной службы (контрактного управляющего) и само юридическое лицо. Обратим внимание, что Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит 30 составов административных правонарушений, предусматривающих штраф на должностных лиц в размере до 50000 руб. и на юридических – до 500000 руб.

Продолжение следует.

Автор: Г.Б. Добрецов

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку