Предотвращение коррупции в сфере закупок, ответственность за коррупционные правонарушения | АНО ДПО ФАДО
Предотвращение коррупции является одной из целей Закона№ 44-ФЗ (далее – Закон). Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (Закон, ст. 107, ч. 1).
Правонарушение - противоправное (нарушающее нормы права) виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается ответственность.
Коррупционные правонарушения могут быть разделены по отраслевому признаку и степени общественной опасности на коррупционные преступления, правонарушения и проступки.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – закон о коррупции) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Также физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (ч. 2 ст. 13 Закона о коррупции).
Понятие коррупции закреплено в п. 1 ст. 1 Закон о коррупции, согласно которому под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Следовательно, коррупционные правонарушения - это противоправные, виновные деяния (действие или бездействие) государственных или муниципальных служащих, должностных лиц учреждений, выражающиеся в нарушении норм антикоррупционного законодательства с использованием своего служебного положения и влекущие соответствующую ответственность.
Уголовная ответственность за коррупционные преступления. Наибольшую опасность для общества представляют коррупционные преступления, за которые установлена уголовная ответственность.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» отмечено, что взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
К взяточничеству Верховный Суд РФ относит:
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дачу взятки (ст. 291 УК РФ);
- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
- мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
К иным коррупционным преступлениям, в том числе в сфере закупок, следует отнести:
- мошенничество (ст. 159 УК РФ);
- присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
- злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ). Злоупотребления – это нарушениязаконодательства из корыстных или других личных интересов, которые причинили крупный или особо крупный ущерб. Крупный - ущерб выше 2250 тыс. руб., особо крупный – выше 9млн. руб.(ст.170.2 УК РФ). К ответственности привлекаютпредставителей заказчика: работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов закупочных комиссий, лиц, которые проводят приемку, других уполномоченных лиц, которые представляют интересы заказчиков в закупках;
- подкуп работника контрактной службы, члена закупочной комиссии (ст. 200.5 УК РФ);
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ). Уголовное преследование грозит при расходование бюджетных средств с нарушением выделенных лимитов, при этом размер нецелевых расходов превышает 1,5 млн. руб.Наказание за нецелевое расходование – до пяти лет лишения свободы. Так, директор МКУ заключил договор с подрядчиком настроительство водогрейной котельной в соответствии с выделенными лимитами, однако затем были внесены изменения в контракт - строительство наружных систем отопления. Суд оштрафовал руководителя МКУ за нецелевое расходование бюджетных средств на 200 000 руб. (ч. 1ст. 285.1 УК РФ);
- провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ).
За эти преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных или, принудительных работ, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового, ограничения либо лишения свободы. Размер штрафа, срок исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения и лишения свободы зависят от тяжести совершенного деяния.
Административная ответственность за коррупционные правонарушения.
Для квалификации правонарушения как коррупционного необходимо наличие материальной заинтересованности, использование должностных полномочий в своих интересах и в результате нарушение нормальной управленческой деятельности. К таковым в сфере закупок следует отнести:
- ограничение конкуренции органами власти, местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ);
- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14КоАП РФ);
- незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ);
Вышеуказанные составы, так или иначе, посягают на сложившийся порядок управления в той или иной сфере и их субъектами являются (наряду с физическими) должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями. Данный перечень не является исчерпывающим, в связи с чем могут быть выявлены признаки коррупционного правонарушения и в иных составах.
За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения, административного штрафа, дисквалификации должностных лиц. В качестве дополнительной меры может быть применена конфискация денег, ценных бумаг, иного имущества, стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Размер штрафа зависит от тяжести совершенного правонарушения.
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения. Вопросам квалификации тех или иных действий как основания привлечения к дисциплинарной ответственности посвящен Обзор практики применения судами законодательства РФ при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016). Круг субъектов дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения не ограничивается только государственными служащими.
Так, на основании Закона и в соответствии с законом окоррупции руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий, члены закупочной комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (Закон, ст. 38, ч. 7; ст. 39, ч. 10).
Физическое лицо, в отношении которого Законом в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнению обязанностей, установленных Законом о коррупции, обязано подать в соответствующую комиссию (орган) уведомление об этом в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (ч. 6 ст. 13 Закона о коррупции).
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения. В соответствии со статьями 16и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Вред, причиненный в результате совершения коррупционного правонарушения, подлежит возмещению физическим и юридическим лицам в полном объеме. Гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер и применяется вне зависимости от привлечения виновного лица к иным видам ответственности.
Статья 1081 ГК РФ закрепляет право Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. ст. 1069 ГК РФ регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
Использованы материалы ЭС «Госзаказ», СПС «Гарант», «КонсультантПлюс».
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: