ТИПЫ ЦЕН КОНТРАКТОВ В КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПКАХ И С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ
При конкурентных закупках заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК). НМЦК - это предельное значение цены, которое устанавливается в извещении, документации о закупке [если ее наличие предусмотрено Законом № 44-ФЗ (далее – Закон)], приглашении принять участие в закрытой закупке. При закупке у единственного поставщика вместо НМЦК используется цена контракта, (далее – ЦК) заключаемого с единственным поставщиком. НМЦК и ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по одним правилам (ч. 1 ст. 22Закона). В отдельных случаях вместо НМЦК применяется максимальное значение цены контракта (далее – МЗЦК) (Закон, ст. 22, ч. 24).
Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика (например, по общему правилу, НМЦК для запроса котировок не может быть выше 10 млн. руб.), на отдельные особенности закупки (так, НМЦК в закупках для субъектов малого предпринимательства – не выше 20 млн. руб.),на срок размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В проект контракта заказчик включает начальную (максимальную) цену контракта, а затем в окончательный вариант проекта контракта включает цену контракта (далее - ЦК), предложенную участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложение о цене за право заключения контракта (в случае п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона - аукцион на повышение). В закупках с неопределенных объемом – максимальное значение цены контракта и начальную цену единицы товара, работы, услуги / начальную сумму цен указанных единиц, затем предложение о цене единицы продукции победителя.
Контракт, как правило, заключается на условиях твердой цены, но в отдельных случаях она может быть ориентировочной, может быть максимальной ценой, например в закупках с неопределенным объемом с установлением цены единицы продукции или при закупке по формуле цены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение ЦК, а также в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение ЦК либо формула цены и МЗЦК, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если предусмотрена) (Закон, ст. 34, ч. 2).
1. ТВЕРДАЯ ЦЕНА КОНТРАКТАЗаконом не оговаривается, что в проекте контракта указывается, что цена контракта включает в себя налоги. Однако указывается, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком контрагенту на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате заказчиком, что дает основание сделать вывод, что изначально налоги включены в цену контракта.
Заказчик, формируя НМЦК, обязан включить в нее все налоги, сборы и иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством РФ.
Внимание! Если операция купли-продажи продукции не облагается налогом (например, НДС), то включать налог в НМЦК не нужно.
НМЦК необходимо указывать в ряде документов, например в извещении об осуществлении закупки (п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона). Документы, касающиеся определения НМЦК (в том числе скриншоты соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования), целесообразно хранить с документами о закупках (п. 2.1 Методических рекомендаций № 567). Это позволит заказчику подтвердить, что он надлежаще исполнил требования ст. 22 Закона по обоснованию НМЦК.
Особые случаи определения НМЦК (ЦК):
- в сфере градостроительства - приказ Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр. Строительство в новых регионах – постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 19.04.2023 № 620. Предусматривающим заключение контракта, указанного в ч. 56 ст. 112Закона (ч. 59 ст. 112 Закона) - приказ Минстроя РФ от 21.08.2023 №604/пр;
- по гособоронзаказу (ч. 21 ст. 22 Закона) - ПП РФ от 02.12.2017 №1465;
- по энергосервисным контрактам (ч. 19 ст. 108 Закона) - ПП РФ от 18.08.2010 № 636;
- отдельных видов медицинского оборудования - ПП РФ от 03.11.2011 № 881;
- лекарственных препаратов для мед. применения - приказ Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н;
- стандартного жилья у ед. поставщика в случаях ч. 21.1 ст. 22 Закона -ФЗ от 24.07.2008 № 161-ФЗ;
- работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, включенных в один лот в соответствии с ч. 16.1 ст. 34 Закона - ПП РФ от 12.05.2017 № 563, п/п. «г» п. 10 Положения, утвержденного этим ПП;
- услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа (ч. 21.2 ст. 22 Закона, ст. 14 ФЗ № 220-ФЗ). - приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021. ЦК зависит, куда идет плата за проезд: заказчику илиподрядчику;
- направленным на достижение минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в том числе поставляемых для выполнения работ (оказания услуг);
- охранных услуг - приказ Росгвардии от 15.02.2021 № 45;
- продукции судостроительной промышленности - приказ Минпромторга РФ от 28.02.2023 № 639.
2. ОТСУТСТВИЕ ТВЕРДОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА
2.1. Закупка по ориентировочной цене
1. Закупки по гособоронзаказу. Особенности определения НМЦКпри осуществлении, включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, устанавливаются в соответствии с ФЗ от 29.12.2012№ 275-ФЗ.
2. Закупка у единственного поставщика: заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Суды отметили, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. В то же время в связи со свободным характером установления на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии окончательная цена за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Т. о., не представляется возможным заблаговременно определить твердую стоимость электрической энергии до окончания расчетных периодов на момент заключения договора, а, следовательно, и установить твердую цену договора. Нормы ФЗ №35-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ, в связи с чем условия о количестве товара, его цене и цене договора, а также об ответственности за нарушение срока оплаты электроэнергии определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики «Дело А70-4027/2016». https://vip.1gzakaz.ru/#/document/98/19940117/bssPhr14/?of=copy-6f76560bbc
2.2. Закупка по максимальному значению цены и формуле цены
Как указано в ПП РФ от 13.01.2014 № 19 при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в следующих случаях:
- заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
- заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
- заключение контракта на оказание услуг по предоставлению кредита субъектам РФ и (или) муниципальным образованиям при условии установления в контракте процентной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки Центрального банка РФ и надбавки, определяемой указанным контрактом;
- заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в порядке и на основаниях, предусмотренных ПП РФ от 12.05.2017 №563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства …»;
- заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин;
- заключение на срок не менее чем 3 года контракта, в т. ч.контракта жизненного цикла, предметом которого является поставка, включая договор лизинга, и (или) сервисное обслуживание, и (или) ремонт железнодорожного подвижного состава, транспортных средств, при НМЦК 1 млрд. рублей и более.
2.3. Закупка с неопределенным объемом (по максимальному значению цены и начальной цене единицы товара, работы, услуги / начальной сумме цен указанных единиц)
В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со ст. 19Закона требований к закупаемым заказчиком товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) (в том числе предельной цены ТРУ) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с ст. 22 цену единицы ТРУ. При этом положения Закона, касающиеся применения НМЦК, в т. ч. для расчета размера обеспечения заявки / исполнения контракта, применяются к МЗЦК (Ст. 22, ч.24)
Закупка медикаментов. Заказчики вправе закупать лекарственные средства по цене за единицу и МЗЦК, если определить нужное количество товаров невозможно. (Закон от 01.05.19 № 71-ФЗ. Ст.2, ч. 8).
3. ЦЕНА КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ
Федеральные органы исполнительной власти (далее – ФОИВ) и подведомственные им контрактные учреждения с 01.03.2019 обязаны заключать сделки на ЕАТ по п.п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона, независимо от объекта закупки. Исключение – Минобороны и ФОИВ, которые отвечают за госуправление в области обес-печения безопасности.
В случаях, предусмотренных п.п. 3, 6, 6.1, 9, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93, заказчик обосновывает ЦК в соответствии с Законом и включает в контракт обоснование ЦК (Закон. Ст. 93, ч. 4).
Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс», «Гарант».
Автор: Г.Б. Добрецов