В продолжение темы “Требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 закона 44 - ФЗ”
Еще раз об отличии пункта 1 части 1 ст. 31 Закона(пункт первый: «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки») от пункта 11 части 1 ст. 31 Закона (пункт одиннадцатый: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ»).
Как мы писали ранее Указом Президента РФ от 03.05.2022 № 252 приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам госвласти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией РФ совершать сделки (в т.ч. заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры. А постановлениемПравительства (далее – ПП) РФ от 11.05.2022 г. № 851утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются такие специальные экономические меры.
Отсюда следовало, что заказчики должны устанавливать в составе единых требований к участникам новое требование - отсутствие участника в «санкционном» перечне ПП РФ № 851.
(См. http://ivo.garant.ru/#/document/404594131/paragraph/5:1)
Со ссылкой на позицию Минфина (письмо Минфина России от 09.06.2022 № 24-06-06/54846) указывали, что запрет надо устанавливать на основании пункта 1 части 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон). А, поскольку соответствие требованию п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона участники должны подтверждать документально, то, как считало Министерство финансов РФ, в данном случае этими документами могли быть,в том числе, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП (их нотариальныекопии).
В информационном письме от 20.07.2022 г. № 24-01-06/69926 Министерство скорректировало свою прежнюю позицию и сформулировало ее предельно корректно с точки зрения теории права.
Указанный запрет, - следует из письма Минфина РФ от 20.07.2022, - применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем, не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона.
Частью 1 статьи 31 Закона предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом нормами Закона не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.
Однако следует иметь ввиду норму части 5 статьи 43 Закона: «Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки … и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке».
Выявление несоответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 11 ч. 1 ст. 31 Закона, на этапе рассмотрения заявок на участие в закупке, заключения контракта или его исполнения влечет в силу положений Законасоответственно отклонение заявки такого участника, отстранение такого участника от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта, расторжение контракта. Если участник включен в Перечень лиц, находящихся под российскими санкциями, комиссия по закупкам отклоняет его заявку (ч. 8 ст. 31, п. 2 ч. 12 ст. 48, п/п «а» п. 1 ч. 5 ст. 49, п/п «а» п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона).
В случае исполнения контракта с лицом, находящимся под санкциями, в целях реализации запрета заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 1 ч. 15 ст. 95 Закона.
Таким образом, реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок, подпадающиепод Указ Президента РФ от 03.05.2022 № 252, и в соответствии с Законом обеспечивается путем:
-
отклонения заявок, поданных лицами, попавшими под санкции;
-
отстранения лиц, попавших под санкции, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона);
-
расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися (попавшими) под санкциями (пункт 1 ч. 15 ст. 95Закона).
Вместе с тем законодательством не установлено, как выявить, что участник находится под контролем (курсив наш – автор) лица, к которому применены российские санкции.
Таким образом, еще раз констатируем, что пункты 1 и 11 части 1 статьи 31 Закона отличаются не только необходимостью документального подтверждения участником в заявке права (пункт 1) или декларированием отсутствия ограничений (пункт 11), но и наличием правосубъектностилица, на осуществление сделок: поставки конкретных товаров, выполнение конкретных работ, оказание конкретных услуг, являющихся объектом закупки.
К теме «Требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 закона 44-ФЗ» мы еще вернемся. Требует продолжения рассмотрение некоторых вопросовлицензий и подтверждения членства СРО.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: