Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЕМА (МАЛЫЕ ЗАКУПКИ)

Время чтения: 5 минут
Вам могут быть полезными:
30.04.2025

Малая закупка (закупка малого объема) - закупка товаров, работ, услуг, осуществляемая в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ (далее – Закон). Осуществляется в соответствии с пунктами 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона в неэлектронной форме [простой письменной форме («бумажной»)], а также могут проводиться в электронной форме порядком, установленным ч. 12 ст. 93 Закона.

«Закупка в электронной форме» - закупка, при планировании и осуществлении которой действия участников контрактной системы в сфере закупок осуществляются путем обмена электронными документами с использованием, в том числе, единой информационной системы (далее – ЕИС) и электронных площадок (далее – ЭТП).


1. Малые закупки в неэлектронной («бумажной») форме

Законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (далее – НПА) о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен упрощенный порядок планирования и осуществления малых закупок (за исключением закупок, осуществляемых в порядке, установленном ч. 12 ст. 93 Закона), согласно которому:

1) планирование осуществляется не в разрезе каждой закупки, а путем включения в одну строку плана-графика всех закупок по п. 4 и по п. 5 ч.  1 статьи 93 Закона;

2) исключена необходимость включения в контракт обоснования цены контракта в соответствии с требованиями ст. 22 Закона. Рекомендуется обоснование формировать и хранить вместе с закупочной документацией;

3) отсутствуют требования к документообороту, используемому между заказчиком и участниками закупки, что, в свою очередь, допускает возможность использования, в том числе, документооборота на бумажных носителях информации. При заключении кoнтракта в cлучаях, предуcмотренных пунктами 4 и 5 (за исключением ч. 12 ст. 93 Закона) ч. 1 cт. 93 Закoна контракт может быть заключен в простой письменной форме, предуcмотренной ГК РФ (Закон, ст. 34, ч. 15); 

4) специальные требования к выбору единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлены, реализация принципа обеспечения конкуренции не предусмотрена;

5) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закoна, заказчик устанавливает единые требования к учаcтникам закупки (Закон, ст. 31, ч. 1);

6) не применяются требования Закона, касающиеся закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов;

7) особенности применения защитных мер национального режима в малых закупках. Установленный Правительством РФ (ПП РФ № 1875) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами применяется при проведении закупки, в том числе, у единственного поставщика. 

Не применяются требования, касающиеся ограничений допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, и предоставления преимуществ товарам российского происхождения;

Учитывая положения пунктов 2 и 3 части 4 статьи 14 Закона, предусмотренные ПП № 1875 ограничение, преимущество применяются при осуществлении закупки у единственного поставщика только в случае закупки по ч. 12 статьи 93 Закона. 

Примечания

ПП РФ № 1875 содержит перечень исключений из применения запрета закупок, в том числе, если:  

осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 300 тыс. рублей (ПП № 1875, п. 5, п/п «з»);

- не относящихся к товарам и программному обеспечению, указанным в поз. 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, при которой НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей (ПП № 1875, п. 5, п/п «и»);

- указанных в позиции 35 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 3 тыс. рублей (ПП № 1875, п. 5, п/п «к»);

- указанных в позиции 35 приложения № 1, при которой НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей (ПП № 1875, п. 5 «л»);


8) предельные размеры закупок. Учитывая наличие в отношении малых закупок существенных исключений из общих правил осуществления иных закупок, Законом установлены следующие предельные размеры сумм малых закупок в 600 тыс. руб. при этом годовой объем не должен превышать при осуществлении закупки: 

- в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона (отдельными видами заказчиков в сферах культуры, образования, науки, физической культуры и спорта) - 50% СГОЗ заказчика и 30 млн. руб.;

- п. 4 - 10% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) заказчика и 50 млн. рублей. 

Осуществленные по ч. 12 ст. 93 Закона в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пунктов 4 и 5.

При этом при закупках по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона:

- указанные ограничения не применяются в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

- заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, вправе не руководствоваться предельным размером суммы малой закупки;

- в отношении ФОИВ, оcущеcтвляющего закупки для обеcпечения федеральных нужд гоcударcтвенных органов, образованных для обеcпечения деятельноcти Президента РФ, Правительcтва РФ, раcчет указанных ограничений годового объема закупoк, которые заказчик вправе оcущеcтвить на оcновании наcтоящего пункта, производитcя раздельно для такого ФОИВ и каждого такого гоcударcтвенного органа;

- на заказчиков, указанных в п. 56 ч. 1 ст. 93 Закона, орган, осуществляющий закупки для госорганов, обеспечивающих деятельность Президента, Правительства РФ до 31.12.2025 не распространяются ограничения годового объема закупок в 50 млн. руб.; 

9) при осуществлении закупок по п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона заказчик обязан веcти рееcтры закупoк, оcущеcтвленных без заключения гоcударcтвенных или муниципальных контрактов. Такие рееcтры должны cодержать краткое наименование закупаемых тoварoв, работ и уcлуг; наименование и меcтонахождение поcтавщиков; цену и дату закупки (БК РФ, ст. 73);

10) при заключении контракта в случаях, предусмотренных  п.п. 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона) требования частей 4 - 911 - 13 34 Закона заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями ГК РФ для совершения сделок. С 01.07.2026 заказчики вправе перевезти контракты по п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона в цифровой формат (п. 31 «е» ст. 5, ч. 14 и 15 ст. 8, ч. 7 ст. 9 ФЗ № 360-ФЗ; п. 1 «в» ст. 3 ФЗ № 318-ФЗ);

11) в рееcтр контрактов не включаетcя информация о контрактах, заключенных в cоответcтвии c п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закoна (Закон, ст. 103, ч.ч. 1, 8).


«Больным» вопросом в закупках у единственного поставщика было так называемое «дробление» закупок (термин контрольных органов: то есть несколько закупок одной и той же продукции у одного поставщика вместо конкурентной процедуры). С 01.01.2026 вопрос «дробления» закупок урегулирован. Законом от 26.12.2024 №484-ФЗ в ст. 93 введена ч. 15, в соответствии с которой в пределах ограничений годового объема закупок и цены контракта, установленных пунктами 4, 5 и 28 части 1, частью 12 может быть заключено несколько контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ, услуг.


2. Малые закупки в электронной форме

Электронные закупки у единственного поставщика проводятся в трех форматах, назовем их в трех типах «электронных магазинов». 

«Электронный магазин» - механизм осуществления закупки в электронной форме, при котором заказчику информационными системами обеспечивается возможность в короткий срок автоматически получить определенное количество наилучших по степени выгодности для заказчика предложений участников закупки о поставке требуемого товара, выполнении требуемой работы, об оказании требуемой услуги из числа предложений, поданных участниками закупки с использованием информационных систем до начала осуществления заказчиком закупки.


Региональные электронные магазины (агрегаторы торговли). Нормативный правовой акт, регулирующий закупку, - НПА региона. Например, Распоряжение Комитета по конкурентной политике Московской области от 22.07.2020 № 30-01-35/20 «Об утверждении Регламента работы подсистемы «Электронный магазин «Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области».

Федеральный магазин - единый агрегатор торговли (далее – ЕАТ). Закупка регулируется распоряжением Правительства РФ № 824-р от 28.04.2018.

Электронные магазины Федеральных ЭТП («закупки с полки», закупки по ч. 12 ст. 93 Закона).


Важная особенность малой закупки в электронной форме состоит в том, что участники контрактной системы обмениваются электронными документами.

Электронный документ – документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ. Электронный документ представляет собой зафиксированную на материальном носителе информацию с определёнными реквизитами в электронной форме, т.е. виде, пригодном для её восприятия человеком, передачи посредством информационно-телекоммуникационных сетей и обработки в информационных системах.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними НПА установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе


Региональные электронные магазины. Закупать у единственного поставщика через региональный электронный магазин обязательно, если утвержден региональный НПА. Хотя, по мнению ФАС это требование может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, связанные с предоставлением преимуществ данной электронной площадке (Письмо ФАС России от 27.01.2020 № МЕ/4930/20).

Перечень 94 региональных электронных магазинов приведен на электронной площадке РТС-тендер по адресу https://www.rts-tender.ru/regions (дата обращения 30.03.2025). 

Проводить закупку в электронном магазине в соответствии с актами органов власти региона надо только по пунктам 4, 5 и 28 ст. 93 Закона, а также по неконкурентным закупкам, установленным положениями о закупке в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Единых правил проведения закупок в них нет, каждый регион устанавливает их самостоятельно. Например, электронный магазин Ленинградской обрасти (далее – ЛО) предусматривает три варианта закупки: приглашение поставщика принять участие в закупке, поиск поставщика через витрину «Предложений» или ожидание предложений в период активности закупки. Руководство пользователя для работы размещено - https://zakupki.lenreg.ru/Content/documents/tutorial_zk.pdf. Регламент работы магазина ЛО - https://zakupki.lenreg.ru/Content/documents/reglament.pdf (дата обращения 30.03.2025). 

Заказчикам ЛО предписано осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона с использованием информационного ресурса АИСГЗ ЛО - агрегатора торговли ЛО (ПП ЛО от 24.02.2014 № 32). https://docs.cntd.ru/document/537950365 (дата обращения 30.03.2025). Одна из ключевых особенностей Агрегатора – возможность для предпринимателей размещать собственные предложения о продаже товара, выполнении работы или оказании услуги (формирование витрины поставщика). Адрес Агрегатора: https://market.mosreg.ru

Единый портал торгов Московской области ЕАСУЗ - https://easuz.mosreg.ru/for-business

Закупки через ЕАТ. Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р в целях совершенствования методологии определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), расширения возможности участия в малых закупках начата реализация пилотного проекта, предусматривающего создание единого агрегатора торговли (далее – агрегатор; ЕАТ «Березка»).

В рамках указанного пилотного проекта предусмотрено обязательное использование агрегатора федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и подведомственными им ФКУ (за исключением отдельных ФОИВ и ФКУ) при осуществлении малых закупок.

Оператором агрегатора определено АО «Единый агрегатор торговли». Порядок проведения малых закупок с использованием агрегатора не регулируется НПА о контрактной системе и определяется регламентом функционирования агрегатора, утверждаемым его оператором.

Регламентом устанавливается, что проведение малой закупки осуществляется в следующем порядке:

- заказчик размещает в агрегаторе объявление о закупочной сессии путем указания либо на содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг агрегатора товар, работу, услугу (далее - ТРУ), либо на содержащийся в классификаторе товаров, работ, услуг агрегатора вид ТРУ. В таком объявлении указывается начальная цена закупочной сессии (стартовая цена). Заказчик в объявлении о закупочной сессии указывает методику расчета указанной цены или предложение о цене контракта (ценовое предложение) конкретного участника закупки, с которым планирует заключить контракт;

- участники закупки в течение определенного заказчиком периода подают ценовое предложение с указанием на содержащиеся в каталоге агрегатора конкретные товар, работу (услугу);

- участники закупки, желающие предложить товар, работу, услугу, не включенные в каталог агрегатора, включают в него такие ТРУ непосредственно при подаче ценового предложения;

- заказчик рассматривает указанные предложения участников закупки на соответствие установленным заказчиком требованиям;

- контракт между заказчиком и победителем закупочной сессии заключается в агрегаторе в течение 5 рабочих дней. Указанный срок может быть изменен по соглашению между заказчиком и победителем.

Учитывая положения ч. 1 ст. 24 1 Закона, в настоящее время агрегатор фактически осуществляет в том числе функции оператора электронной площадки при проведении малых закупок для обеспечения части федеральных нужд.

С 16.02.2025 ФОИВ и их подведомственные организации обязаны использовать ЕАТ «Березка» при проведении закупок по пунктам 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона (РП РФ от 16.01.2025 № 27-р)

Закупки по ч. 12 ст. 93 Закона. Согласно ч. 12 ст. 93 Закона, малые закупки в электронной форме проводятся на сумму не более 5 млн. руб. при годовом объеме не больше 100 млн руб. Например, заказчик закупает медизделия на 5 млн. руб. (это максимально возможная сумма контракта) у единственного поставщика в электронной форме. Получается, он вправе провести еще 20 таких процедур, так как в год на них допустимо тратить до 100 млн руб. Данное правило относится и к п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона. Для проведения малой закупки используется ЭТП и ЕИС. Закупка планируется заказчиком путем ее включения в план-график закупок в качестве отдельной строки. Участники закупки регистрируются в ЕИС и аккредитуются на всех ЭТП. Заказчиками используются информационные системы, созданные операторами ЭТП, в том числе акционерным обществом «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» («SberB2B»), обществом с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» («РТС-маркет»).

Порядок проведения малой электронной закупки

Этап 1: публикация извещения. Заказчик публикует извещение о проведении малой закупки в электронной форме. В нем указываются характеристики товаров строго по КТРУ, их количество, сроки, место поставки. В состав извещения должен входить проект контракта — документа с условиями сделки — и обоснование цены. Также там прописывается ЭТП, на которой будет проходить процедура. Извещение публикуется в ЕИС.

Этап 2: формирование предварительных предложений. Участник закупки формирует на ЭТП предварительное предложение о товаре, то есть заявку на участие. Поставщик указывает характеристики товара, но только согласно КТРУ, товарный знак, страну производства, цену за единицу, количество, сроки, место поставки и срок действия предложения (максимум месяц). На все остальные условия контракта заказчика поставщик автоматом соглашается, даже не видя их заранее.

Этап 3: оператор ЭТП отбирает предварительные предложения. Оператор электронной площадки после публикации извещения в ЕИС отбирает не более пяти предварительных предложений с минимальной ценой, соответствующих требованиям извещения, присваивает этим предложениям номера в порядке ранжирования по цене по возрастанию и направляет их заказчику. Номер присваивается даже единственному предварительному предложению.

Этап 4: заказчик принимает решение. Не позднее следующего рабочего дня после того, как оператор ЭТП получил предварительные предложения, заказчик принимает решение по каждому из них. Свое решение он фиксирует в итоговом протоколе на ЭТП, который направляет оператору. Участник, чье предварительное предложение соответствует требованиям извещения и является минимальным по цене, получает первый порядковый номер. Если предварительное предложение всего одно, ему присваивается № 1, и это также фиксируется в итоговом протоколе.

Этап 5: оператор ЭТП публикует протокол. Оператор ЭТП размещает протокол на ЭТП и в ЕИС. Победителем признается участник с минимальным по цене предварительным предложением, соответствующим требованиям извещения.

Этап 6: заключение контракта. Заказчик и победитель заключают контракт:

- заказчик в течение одного рабочего дня направляет заполненный проект контракта победителю;

- победитель в течение одного рабочего дня подписывает контракт и возвращает его заказчику;

- заказчик в течение одного рабочего дня подписывает контракт со своей стороны. Это должно произойти не ранее чем через два рабочих дня с момента размещения итогового протокола в ЕИС.

При заключении контракта по итогам ЗМО в электронной форме не предусмотрен протокол разногласия — документ, в котором победитель просит изменить некоторые условия контракта.

В порядке вывода: ЗМО в электронной форме — это процедура приобретения товара у единственного поставщика, но по характеру она конкурентная, то есть поставщики борются между собой за право заключения контракта и выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену. По сравнению с конкурентными способами определения поставщика преимущество такой процедуры — сокращенные сроки.


3. Правительством РФ утверждена концепция совершенствования закупок малого объема для обеспечения государственных и муниципальных нужд.


26.06.2024 Правительство РФ приняло распоряжение № 1636-р, которым утвердило Концепцию совершенствования закупок малого объема для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период до 2027 года, а 13.08.2024 – План мероприятий по реализации Концепции (РП № 2144-р)

Концепция предусматривает:

- введение единых правил регулирования малых закупок в целях оперативного осуществления таких закупок и обеспечения их централизованного учета;

- установление единых требований к информационным системам, используемых для проведения малых закупок;

- распространение контроля в сфере закупок на малые закупки;

- создание единого каталога с описанием конкретных товаров для возможности выбора наилучшего ценового предложения.


Автор: Г.Б. Добрецов

30.03.2025. 


Оцените статью:
(0)

Возврат к списку