ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ: БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЗАКУПКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Часть 1. Конкурентная процедура начинается с создания равных условий для участников закупки при формировании объектов закупки (лотов)
В порядке введения
Законы № 44-ФЗ (далее – Закон), № 135-ФЗ употребляют термин «антимонопольное законодательство», в документах Верховного, Конституционного судов, отдельных документах Правительства РФ, Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) РФ употребляется понятие «законодательство о защите конкуренции».
Основываясь на нормах статьи 1, части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 закона № 135-ФЗ можно предположить, что легального термина «законодательство о защите конкуренции» не существует.
Примечания:
1. Ст. 1 закона № 135-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон («О защите конкуренции» - автор) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
2. Статья 2 закона № 135-ФЗ. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
Ч. 1. Антимонопольное законодательство РФ (курсив автора) основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
3. Ч. 1 ст. 3 закона № 135-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации …
В профессиональной среде антимонопольное законодательство и законодательство о защите конкуренции часто воспринимаются как синонимы, однако между ними существуют различия в акцентах и целях регулирования:
Дефиниции
Антимонопольное законодательство РФ - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе РФ и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в т.ч. ИП...
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкурентная политика РФ: «комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах...»
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (Закон № 135-ФЗ, ст. 4, п. 9).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (Закон № 135-ФЗ, ст. 4, п. 17).
Авторское определение дефиниции «Защита конкуренции»: Под защитой конкуренции в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения баланса интересов заказчика и субъектов предпринимательства одновременно при эффективном использовании бюджетных средств понимается совокупность мер, направленных на проведение закупок продукции преимущественно на конкурентной основе, создание равных условий для участников закупки (юридических и физических лиц, претендующих на заключение контракта на поставку продукции) при одновременном установлении гребований к участникам закупок, дающих возможность допустить к определению победителя закупки надлежащих и квалифицированных субъектов, предоставление преференций отдельным типам субъектов в порядке их государственной поддержки (например, СМІ, СО НКО), установление соответствующих требований к участникам контрактной системы, обеспечивающих конкуренцию ее участников, применение защитных мер национального режима для обеспечения преимущества поставщикам отечественной продукции (включая страны - участники ЕАЭС) и ответственности за нарушение конкурентных правил.
Инструменты и способы защиты конкуренции в закупках
В механизме защиты конкуренции, в первую очередь – формировании конкурентной среды, дающей преимущества для российского производителя на рынке закупки продукции для государственных и муниципальных нужд, выделим следующие, рассмотренные в настоящей статье, инструменты.
1. Установление в законе принципа защиты конкуренции
Контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (Закон, ст. 6).
С нашей точки зрения, открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок следует рассматривать не как самостоятельные принципы, а как инструменты обеспечения конкуренции.
Как установлено ст. 8 Закона «Принцип обеспечения конкуренции», «… контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок».
2. Создание конкурентной среды путем проведения закупок преимущественно конкурентными способами определения поставщика (исполнителя, подрядчика)
Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Закон, ст. 24, ч. 1). В связи с тем, что ст. 93 Закона оговорены случаи и условия позволяющие проводить неконкурентные закупки, закупки конкурентными способами являются основными как по доле заключенных контрактов (71,7%), так и по ценовому показателю (85,6%).
Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме. (Закон, ст. 24, ч. 2).
3. Создание равных условий для участников закупки в процессе формирования лотов и описания объектов закупки.
Потребности РФ, государственных (муниципальных) заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных, муниципальных заказчиков последние реализуют посредством их закупки.
При этом на этапе формирования потребностей в продукции заказчик определяет объекты закупки.
Что понимать под объектом закупки? В соответствии со ст. 3 Закона предметом контрактов, заключаемых в соответствии с Законом, являются товары, работы, услуги, недвижимое имущество, аренда имущества.
Объект закупки – понятие более широкое, чем предмет закупки (предмет контракта). Из содержания ст. 33 Закона можно сделать вывод, что объект закупки охватывает такие характеристики как: наименование закупаемой продукции, технические, эксплуатационные, функциональные характеристики, требования к гарантии, упаковке, маркировке, условным обозначениям, терминологии, этикетке, расходам на эксплуатацию товара, требования к монтажу и наладке, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, производству и испытаниям продукции, соответствия и некоторые другие. При описании объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, предусмотренные техническими регламентами, документами национальной системе стандартизации.
При этом указываются «рамочные» – максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ст. 33, ч. 2).
Объект закупки – это описание перечня и характеристик закупаемой заказчиком продукции (товаров, работ, услуг) посредством одной конкурентной процедуры.
Объект закупки может формироваться в виде лота:
- несколько различных наименований товаров в единичном или множественном количестве;
- поставка товаров при выполнении закупаемых работ, услуг;
- выполнение нескольких видов работ (услуг).
Лот - объединенная на основе однородности (функциональных, технологических или других общих элементов) партия товаров, объемы работ, виды услуг, иными словами, единица продукции, закупаемая одной процедурой по одному контракту.
При проведении конкурентных процедур в один объект закупки объединяются различные товары, работы или услуги, если они технологически и функционально связаны между собой.
Наименование объекта закупки заказчик определяет исходя их наименований товаров, работ, услуг, входящих в состав объекта закупки.
Дорожная карта формирования объекта закупки (лота)
1. Сформировать объект закупки (лот) исходя из потребностей.
2. Определить коды ОКПД2 товаров, работ, услуг, входящих в лот.
3. Проверить какие запреты, ограничения и особенности закупки распространяются на каждый из товаров, работ услуг, входящих в лот, и принять решение о возможности объединения их в одном лоте.
4. Проверить, отвечает ли товар требованиям «поставляемого товара» при выполнении работ (услуг).
5. Проверить каждый товар, работу, услугу, входящие в объект закупки на наличие кода КТРУ и в соответствии с результатами определить наименование каждого товара, работы, услуги; уточнить код ОКПД2 и ГОСТ, единицы измерения, сформировать характеристики товара, работы, услуги; определить возможность указания дополнительных характеристик.
При формировании объекта закупки (лота) заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1. При формировании лота не допускается «манипуляция» лотом. «Манипуляция лотом» - это включение в состав лота продукции, технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом закупки. При проведении государственных (муниципальных) закупок, по мнению Верховного суда, допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
2. Объект закупки (лот) не должен ограничивать конкуренцию. Заказчик не должен совершать действий, которые бы ограничивали конкуренцию (См. Закон. Ст. 8, ч. 2), в том числе излишне укрупнять лоты. Искусственное укрупнение лота заказчиком приводит к ограничению количества участников закупки.
Судебная практика
2.1. Суд констатировал, что объединение в один лот поставки товара для 81 территориального органа заказчика повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
2.2. Однако, в другом деле суды признали законным объединение в один лот разных категорий продуктов: молоко, крупа, мясо и т.д. Планировалась их долгосрочная еженедельная поставка по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.
Антимонопольный орган посчитал, что продукты следует закупить отдельными лотами и признал это ограничением конкуренции по следующим основаниям:
- предмет закупки — продукты разных категорий. Они составляют самостоятельные товарные рынки. У поставщиков может и не быть возможности поставить продукцию в совокупности;
- товары имеют разные потребительские свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально;
- в закупке трудно участвовать производителям, ведь товары другой линейки им нужно приобретать у иных хозяйствующих субъектов.
Суды с таким подходом не согласились, в частности, по следующим основаниям:
- Закон не запрещает закупать одним лотом товары, которые можно поделить на отдельные виды;
- в документации не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников;
- различная продукция в рамках одного лота составляет единый объект закупки. Она относится к одному виду товаров — пищевой продукции;
- основная задача торгов — эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Если у каких-либо участников нет возможности поставить товар, это не значит, что их права нарушены или ограничена конкуренция;
- в закупке участвовало 6 претендентов. Комиссия УФАС не доказала, что разделение закупки на отдельные лоты увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.
Кроме того, суды учли следующие пояснения заказчика:
- закупка продуктов в рамках одного контракта в течение длительного времени более удобна и выгодна;
- объединение продуктов в один лот удовлетворяет потребности различных категорий людей;
- стороны по соглашению смогут перераспределять товарные единицы в рамках одного контракта без изменения цены;
- при закупке товаров несколькими лотами будет больше контрактов. Это увеличит трудозатраты заказчика, затруднит поставку и приемку товара, а также оформление отчетных документов.
3. Не объединяются в один лот технологически и функционально связанные товары, работы или услуги, но для которых установлены защитные меры национального режима в случае поставки их из иностранных государств
Постановлением Правительства (далее – ПП) РФ № 1875 установлено, что при осуществлении закупок в соответствии с Законами №44-ФЗ, 223-ФЗ, за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не могут быть включены в предмет одного контракта (договора) (одного лота) товары конкретных позиций, указанных в п. 4 «г» ПП РФ №1875 приложений № 1 и № 2. (ПП 1875, п. 4 «г»).
При описании объекта закупки заказчик руководствуется статьей 33 Закона.
Закон устанавливает основные требования к порядку описания и правила описания объекта закупки, а также объем характеристик, подлежащих описанию. В соответствии с ст. 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен соблюдать ряд правил, имеющих цель защиты конкуренции, такие как:
1. Требования к товару не должны включать в себя требования к участнику, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику предусмотрена Законом (Закон. Ст. 33, ч. 3).
2. В описании продукции должны указываться границы показателей (Закон, ст. 33, ч. 2), что позволяет расширить перечень предлагаемой продукции.
3. В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков и других средств индивидуализации при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников (Закон, ст. 33, ч. 1, п. 1).
Исключения. Допускается использование указания на товарный знак:
1) при условии сопровождения словами «или эквивалент»;
2) если закупаются несовместимые товары;
3) если закупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. (Закон. Ст. 33, ч. 1, п. 1).
4. Если указывается товарный знак, обязательно добавление слов «или эквивалент».
5. Требования к продукции не должны ограничивать количество участников (Закон. Ст. 33, ч. 1, п. 1).
Однако, из буквального толкования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, как указал Верховный суд РФ, следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В силу ст. 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений п. 1 ст. 1 Закона, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с Законом и ПП РФ № 145 заказчик обязан использовать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), если объект закупки есть в каталоге, его наименование и характеристики приводятся заказчиком в соответствии с Каталогом, что во многом формирует конкурентную процедуру закупки.
Правила использования КТРУ:
1. У каждой позиции Каталога есть дата, начиная с которой применять информацию из позиции обязательно. Если дата обязательного применения еще не наступила, заказчик вправе пользоваться информацией из позиции КТРУ.
2. Наименование объекта закупки указывается заказчиком в соответствии с КТРУ.
3. В описании товаров, работ, услуг заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в т. ч. указывать согласно такой позиции информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества ТРУ (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания) т. е. все наименования характеристик, установленные позицией КТРУ, с выбранным заказчиком одним из нескольких предлагаемых вариантов значения этой характеристики.
4. Заказчик вправе указать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, работ, услуг в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) если при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), указанного в позициях 25, 26 и 32 приложения № 1 к ПП 1875, позициях 191 - 361 приложения № 2 к ПП 1875, применяются предусмотренные пунктом 1 ПП 1875 запрет, ограничение соответственно;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона.
5. Если подходящая для товара (работы, услуги) позиция в КТРУ есть, но в ней нет характеристик, то заказчик самостоятельно описывает объект закупки в соответствии со статьей 33 Закона, используя наименование товара и единицу измерения, содержащиеся в позиции КТРУ.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важных задач формирования и описания объекта закупки является соблюдение заказчиком баланса между эффективной закупкой (экономией бюджетных средств при максимальном удовлетворении потребностей заказчика) и интересами участников конкурентного рынка.
В продолжении статьи будут рассмотрены иные инструменты защиты конкуренции в закупках, такие как установление единых требований к участникам в целях допуска к закупкам надлежащих поставщиков (исполнителей, подрядчиков), соблюдение антимонопольных требований закона № 135-ФЗ, применение защитных мер национального режима в целях создание преимуществ для отечественных производителей и др.
Автор: Г.Б. Добрецов
02.08.2025
Продолжаем рассмотрение вопросов реализации принципа обеспечения конкуренции Закона № 44-ФЗ О контрактной системе, при соблюдении баланса государственных и частных интересов.
Часть 2. Конкурентная процедура включает установление справедливых цен, равных требований одновременно с предоставлением преимуществ отдельным типам участников и соблюдением антимонопольных требований к торгам
В первой части статьи было рассмотрено, что конкурентная процедура начинается с создания равных условий для участников закупки при формировании объектов (лотов) закупки. Обращено внимание на то, что одной из важных задач формирования и описания объекта закупки является соблюдение заказчиком баланса между эффективной закупкой (экономией бюджетных средств при максимальном удовлетворении потребностей заказчика) и интересами участников конкурентного рынка.
Во второй части статьи будут рассмотрены иные инструменты защиты конкуренции в закупках:
- обоснование НМЦК по определенным правилам в целях создания равных условий участникам закупки;
- установление требований к участникам в целях допуска к закупкам надлежащих контрагентов;
- соблюдение антимонопольных требований к торгам;
- создание преимуществ в закупках для отдельных субъектов: СМП, СО НКО, организаций инвалидов, УИС.
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта по определенным правилам в целях создания равных условий участникам закупки
Для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) запрет, ограничение или преимущество, Правительство РФ устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы (далее – НЦЕ) товара, в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг, НЦЕ работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (Закон, ст. 22, ч. 25).
Такими особенностями при применении в соответствии с Законом метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в поз. 1 - 145 приложения № 1 и (или) поз. 1 - 433 приложения № 2 (здесь и далее – к ПП 1875) являются:
- при определении идентичности и однородности таких товаров в соответствии с частями 13 и 14 ст. 22 Закона подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств ЕАЭС;
- заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения № 1, позициях 1 - 432 приложения № 2 (не включена: поз. 433 «Препараты лекарственные») не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее – ГИСП) (см. https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod). Если в ГИСП содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ПП 1875, п. 7 «в»).
Особенности, предусмотренные п/п. 7 «в», не применяются при наступлении одного из следующих случаев:
1) осуществляется закупка товара, включенного в объект закупки, в отношении которого в соответствии с частями 21 и 22 ст. 22 Закона установлены соответственно особенности определения цен.
Примечание:
В настоящее время утверждены следующие особенности определения НМЦК:
- топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин (приказ ФАС от 22.11.2024 № 894/24);
- в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электротранспортом (приказ Минтранса РФ от 20.10.2021 № 351 в ред. от 05.11.2024);
- продукции судостроительной промышленности (за исключением гособоронзаказа) (приказ Минпромторга РФ от 28.02.2023 № 639);
- медизделий (приказ Минздрава РФ от 15.05.2020 № 450н);
- в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (приказ Минстроя РФ от 23.12.2019 № 841/пр);
- охранных услуг (приказ Росгвардии от 15.02.2021 № 45);
- лекарственных препаратов для медицинского применения (приказ Минздрава РФ от 19.12.2019 № 1064н);
- проектной документации (далее – ПД) , инженерных изысканий, стройки, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства (Приказ Минстроя от 26.09.2023 № 604/пр в ред. от 12.12.2024);
- в сфере строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, расположенных на территории ДНР, ЛНР, Запорожской, Луганской областей (ПП РФ от 19.04.2023 № 620).
- если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 ПП 1875, не применяются запреты, предусмотренные абз. 2 пункта 1 и п/п. «ж» п. 4 ПП 1875, ограничение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ПП 1875;
- осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 5 тыс. рублей;
- осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей;
- осуществляется закупка товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных пунктами 1или 2 ч. 11 ст. 24 Закона (ПП 1875, п. 7 «в»);
2) если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных п. 5 и п. 6 ПП 1875, не применяются запреты, предусмотренные абз. 2 п. 1 и п/п. 4 «ж» ПП 1875, ограничение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ПП 1875;
3) осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 5 тыс. рублей;
4) осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей;
5) если в РРПП отсутствуют указанные в позициях 1 - 433 приложения № 2 товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории РФ товаров, указанных в позициях 434 - 465 приложения № 2, которые декларируются в обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), НЦЕ работы, услуги. В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с Законом не составляется, отсутствие производства такого товара на территории РФ декларируется в контракте;
6) осуществляется закупка товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных пунктами 1или 2 ч. 11 ст. 24 Закона. (ПП 1875, п. 7 «в»).
2. Установление требований к участникам в целях допуска к закупкам надлежащих контрагентов.
2.1. В соответствии со ст. 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным к лицам, осуществляющим поставку продукции, являющейся объектом закупки (условное название – «лицензионные» требования);
2) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
4) отсутствие обстоятельств так называемой «личной заинтересованности» (см. закон № 273-ФЗ);
5) участник закупки не является офшорной компанией, иностранным агентом;
6) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
2.2. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) информации об участнике закупки, и обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ.
2.3. Правительство РФ постановлением от 29.12. 2021 № 2571 в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона установило к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень из 42 позиций закупок и дополнительных требований сгруппирован в 10 разделов:
Раздел I. Дополнительные требования к участникам в сфере культуры и культурного наследия (пять типов закупок);
Раздел II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности (одиннадцать типов закупок);
Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности (два типа закупок);
Раздел IV. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере обороны и безопасности государства (пять типов закупок);
Раздел V. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии (восемь типов закупок);
Раздел VI. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки (пять типов закупок);
Раздел VII. Дополнительные требования к участникам закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами (один тип закупки);
Раздел VIII. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (один тип закупки);
Раздел IX. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды (два типа закупок);
Раздел X. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере оценочной деятельности (один тип закупки).
Каждый из вышеуказанных разделов содержит перечень информация и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
2.4. Если при применении конкурентных способов НМЦК составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением закупок, в отношении которых установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта (договора по закону № 223-ФЗ). Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК (Закон, ст. 31, ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1).
2.5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение положений Закона. (Закон, ст. 31, части 5 -7).
Комиссия по осуществлению закупок или заказчик (при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи) проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в которых установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок или заказчик (при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи) вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в п. 10 ч. 1 статьи. Комиссия по осуществлению закупок или заказчик не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены в соответствии с ч. 2 и 2.1 настоящей статьи. (Закон, ст. 31, ч. 8)
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или закупочная комиссия обнаружит, что участник не соответствует требованиям, указанным в частях 1, 1.1 и 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям (Закон, ст. 31, ч. 9).
При осуществлении закупок лекарственных препаратов (далее – ЛП), которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), в дополнение к основанию, предусмотренному ч. 9 ст. 31 Закона, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена ЛП, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником цена закупаемых ЛП (если участник является производителем таких ЛП или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд НМЦК превышает 10 млн. рублей, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд - размер, который установлен высшим исполнительным органом субъекта РФ и составляет не более 10 млн. рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на ЛП, включенные в перечень ЖНВЛП, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник отказывается. (Закон, ст. 31, ч. 10).
Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика ЛП, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со ст. 111.4 Закона (Закон, ст. 31, ч. 10.1).
3. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, установленных законом № 135-ФЗ
Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок установлены ст. 17 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
2) создание участнику торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в процедурах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя;
4) участие заказчиков и (или) работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
В случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются объектом (предметом) закупки.
Нарушение вышеуказанных правил является основанием для признания судом соответствующих закупок и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, который вправе обратиться в суд с иском о признании закупок и заключенных контрактов недействительными.
4. Создание преференций в закупках для отдельных субъектов: СМП, СО НКО, организаций инвалидов, организаций УИС
Ко всем участникам закупок Закон устанавливает равные условия и требования, вместе с тем выделяет отдельные субъекты, которым предоставляются некоторые преимущества:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее – УИС);
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СО НКО).
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях и документации о закупках.
4.1. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. В случае, если победителем признано учреждение или предприятие УИС, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Примечания:
1. Преференция предоставляется в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг .
2. Указанная преференция не предоставляется, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.2. Участие организаций инвалидов в закупках. Преимущества предоставляются общероссийским общественным организациям инвалидов (в т.ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении.
Примечания:
1. Преференция предоставляется в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг.
2. Указанная преференция не предоставляется, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.3. Участие СМП, СО НКО в закупках. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СО НКО в размере не менее чем 25 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона, путем:
1) проведения процедур, в которых участниками являются только СМП, СО НКО (открытых конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок)
Важно! При этом должны соблюдаться следующие требования:
а) НМЦК не должна превышать 20 млн. руб.;
б) в извещениях об осуществлении закупок заказчиком устанавливается ограничение в отношении участников, которыми могут быть только СМП, СО НКО;
в) участники обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к СМП, СО НКО;
г) срок возврата поставщику СМП, СО НКО суммы обеспечения исполнения контракта не должен превышать 15 календарных дней с даты исполнения обязательства.
д) в случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона (закупка среди СМП, СО НКО):
- размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений ст. 37 Закона (антидемпинговое обеспечение), устанавливается от цены, по которой заключается контракт (не от НМЦК), но не может составлять менее чем размер аванса.
- участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке;
2) осуществления закупок с привлечением на субподряд СМП (СО НКО), а именно: при определении поставщика в извещение о закупке заказчик устанавливает требование к поставщику о привлечении соисполнителя из числа СМП (СО НКО) с указанием объема привлечения (процента цены контракта).
При этом количество продукции, к поставкам которой привлекались такие субподрядчики, учитываются в годовом объеме закупок для СМП, СО НКО и включаются в отчет в ЕИС.
Внимание! В одной закупке нельзя одновременно предоставлять преференции для организаций инвалидов, УИС, СМП и СО НКО.
В порядке вывода:
Инструментами защиты конкуренции в закупках для государственных и муниципальных нужд также являются установление справедливых, обоснованных начальных (максимальных) цен контрактов, равных требований к участникам закупки, одновременно с предоставлением преимуществ отдельным типам участников и соблюдением установленных законом о защите конкуренции антимонопольных требований к торгам.
В продолжении статьи будут рассмотрены иные инструменты защиты конкуренции в закупках, такие как информирование участников закупки об установленных требованиях, в том числе регулирующих вопросы конкуренции, а также антикоррупционные меры и антимонопольный комплаенс, обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении закупок.
Автор: Г.Б. Добрецов
14.08.2025