ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ: БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЗАКУПКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Продолжаем рассмотрение вопросов соблюдении баланса государственных и частных интересов при реализации принципа обеспечения конкуренции в контрактной системе.
В первой части статьи было рассмотрено, что конкурентная процедура начинается с создания равных условий для участников закупки при формировании объектов (лотов) закупки. Обращено внимание на то, что одной из важных задач формирования и описания объекта закупки является соблюдение заказчиком баланса между эффективной закупкой (экономией бюджетных средств при максимальном удовлетворении потребностей заказчика) и интересами участников конкурентного рынка.
Во второй части статьи рассмотрены иные инструменты защиты конкуренции в закупках: обоснование НМЦК по определенным правилам в целях создания равных условий участникам закупки, установление требований к участникам в целях допуска к закупкам надлежащих контрагентов, соблюдение антимонопольных требований к торгам, создание преимуществ в закупках для отдельных субъектов - СМП, СО НКО, организаций инвалидов, УИС.
Рассмотрим основные вопросы национального плана развития конкуренции на 2026 – 2030 год в части совершенствования систем закупок, а также изменения национального режима и совершенствования закупок малого объема с позиции развития конкуренции.
Часть 3. Национальный план развития конкуренции на 2026 – 2030 годы и система закупок
3.1. Правительство России распоряжением от 08.10.2025 № 2816-р утвердило Национальный план (дорожную карту) развития конкуренции в Российской Федерации на 2026–2030 годы.
План направлен на достижение целей, закреплённых Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», и включает более 40 мероприятий по ключевым секторам экономики — от агропромышленного комплекса и промышленности до финансовых рынков, цифровых платформ и сферы закупок.
Среди приоритетов — повышение эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, развитие малого и среднего предпринимательства, совершенствование антимонопольного регулирования, создание равных условий доступа к ресурсам и государственным закупкам, а также формирование благоприятной конкурентной среды.
К 2030 году планируется увеличить совокупную удовлетворённость участников рынка не менее чем на 12 %, обеспечить рост деловой активности организаций и перевести 100 % жалоб в сфере закупок по 223-ФЗ в электронный формат.
Сфера государственных и корпоративных закупок занимает особое место в Национальном плане и отражена как в отдельном разделе X, так и в смежных мероприятиях.
3.1.1. Размещение информации о закупках у взаимозависимых лиц в ЕИС
Запланировано обеспечение размещения информации о закупках у взаимозависимых лиц в ЕИС в целях анализа прозрачности проведения закупочных процедур. Это позволит анализировать прозрачность закупочных процедур и выявлять случаи недобросовестной конкуренции.
3.1.2. Введение механизма электронного обжалования закупок по 223-ФЗ
Планируется создание механизма электронного обжалования закупок по закону № 223-ФЗ с возможностью блокировки заключения договора на период рассмотрения жалобы. Инициатива обеспечит унификацию процедур с 44-ФЗ и повысит защиту прав участников закупок.
3.1.3. Создание государственной информационной системы «Антикартель»
ФАС России поручено разработка и внедрение государственную информационную систему по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений. «ГИС Антикартель» станет инструментом цифрового антимонопольного контроля: система будет анализировать данные о торгах и ценовых предложениях, выявлять признаки картелей и иных антиконкурентных соглашений, а также взаимодействовать с ЕИС, ФНС и Казначейством.
3.1.4. Стимулирование заказчиков использовать КТРУ при закупках медизделий
Единственным мероприятием раздела «Сфера здравоохранения» является обеспечение стимулирования заказчиков, осуществляющих закупки в рамках закона № 223-ФЗ, - при закупке медицинских изделий в описании предмета закупки использовать технические и функциональные характеристики товара в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии), что будет крупным шагом на пути ограничения антиконкурентных действий заказчиков. Это повысит сопоставимость характеристик и снизит риск манипуляций с описанием объекта закупки.
3.1.5. Ежегодный антикартельный мониторинг в рамках нацпроектов
ФАС России поручено ежегодно, до 15 марта, проводить комплексные мероприятия по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере реализации национальных проектов.
Общие ориентиры закупочной политики
В аналитической части документа отмечено, что поддержание конкуренции на торгах и стабильности функционирования системы государственных закупок, а также контроль за равным доступом к государственным и муниципальным ресурсам — одна из ключевых задач Национального плана.
Документ также закрепляет:
- переход к полной цифровизации контроля за закупками;
- мониторинг взаимозависимости участников через ЕИС;
- автоматическое выявление картелей и злоупотреблений на торгах;
- унификацию процедур обжалования по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
- расширение аналитических функций ФАС России в части работы с закупочными данными.
Региональные власти до 1 мая 2026 года должны утвердить собственные планы по развитию конкуренции и ежегодно публиковать отчёты о результатах их реализации.
3.2. Правительство РФ ужесточило применение национального режима в закупках, одновременно повысило конкурентоспособность российских лиц на рынке оказания услуг. Российские исполнители с иностранным участием свыше 10 % фактически теряют возможность оказания консультационных, управленческих, бухгалтерских, аудиторских и налоговых услуг через закупки. Исключение сделано только для лиц с участием резидентов ЕАЭС.
Постановлением Правительства РФ от 27.09.2025 г. № 1478 внесены изменения в ПП № 1875 от 23.12.2024 г. «О мерах по предоставлению национального режима …».
Документ дополнил п. 4 ПП 1875 новым п/п. «ш», согласно которому для целей национального режима к иностранным услугам приравниваются услуги, оказываемые российскими юридическими лицами, в которых иностранные лица владеют напрямую или косвенно более 10% голосующих акций или долей в уставном капитале, а также входят в число учредителей унитарного предприятия.
«…для целей настоящего постановления к услугам, указанным в позициях 147 - 151 приложения № 1 к настоящему постановлению и оказываемым иностранными лицами, также относятся услуги, оказываемые российскими юридическими лицами, имеющими иностранных лиц, за исключением иностранных лиц, зарегистрированных на территории государства - члена Евразийского экономического союза, в составе участников (членов) корпоративного юридического лица, в составе учредителей унитарного юридического лица, в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.»
Позиции 147 – 151 приложения № 1 включают консультационные, управленческие, бухгалтерские, аудиторские и налоговые услуги. То есть если такие услуги оказывает российское юридические лицо, но в её капитале более 10 % принадлежит иностранным лицам (за исключением стран ЕАЭС), они будут считаться иностранными для целей применения защитных мер национального режима.
Заказчикам придётся проверять состав собственников участников. Нарушение этого требования может привести к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ. «Нарушение установленных законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок … - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей».
3.3. Минфин РФ подтвердило, что при закупках у единственного поставщика по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (так называемые закупки «с полки») описание объекта закупки не формируется.
Как указано в письме Минфина, поскольку описание объекта закупки отсутствует, положения п/п. «а» п. 7 ПП № 1875, устанавливающие порядок описания товаров, не применяются. Это означает, что заказчик не декларирует отсутствие товара в РРПП, и не направляет уведомление в Минпромторг.
Таким образом, в отношении таких закупок не может применяться и п/п. «з» п. 3 ПП № 1875, предусматривающий возможность подтверждения страны происхождения только декларированием страны - «Российская Федерация». Эта норма действует только если заказчик ранее задекларировал отсутствие товара в реестре российской промышленной продукции (далее – РРПП) в порядке подп. «а» п. 7.
Пункт 7 «а». Особенностями описания объекта закупки, являющегося товаром (в т.ч. поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), производство которого на территории РФ отсутствует, являются:
при осуществлении закупки товаров, указанных в поз. 1-145 приложения № 1, - декларирование в извещении об осуществлении закупки факта получения предусмотренного п/п. «а» п. 5 ПП 1875 разрешения с указанием его реквизитов и характеристик товара, являющихся идентичными характеристикам, содержащимся в обращении, на основании которого выдано такое разрешение;
при осуществлении закупки товаров, указанных в поз. 1 - 433 приложения № 2, - декларирование в извещении об осуществлении закупки факта отсутствия в РРПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, указание в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в РРПП, а также включение в описание объекта закупки копии направленного до начала осуществления закупки в Минпромторг РФ уведомления об отсутствии закупаемого товара в РРПП, которое должно содержать информацию о заказчике и о товаре, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в РРПП, код товара по единой ТН ВЭД ЕАЭС, предусмотренной правом ЕАЭС, и характеристики такого товара);
при осуществлении закупки товаров, не указанных в поз. 1 - 145 приложения № 1, поз. 1 - 433 приложения № 2, - декларирование в извещении об осуществлении закупки факта отсутствия на территории РФ производства такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а также указание в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории РФ отсутствует;
Пункт 3. Установить, что информацией и документами, подтверждающими страну происхождения товара для целей настоящего постановления, являются:
з) указание в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара (в случае осуществления закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ такое указание осуществляется в соответствии с п/п. «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 указанного Федерального закона):
для подтверждения происхождения товаров из РФ, не указанных в поз. 1 - 146 приложения № 1, поз. 1 - 433 приложения № 2;
для подтверждения происхождения товаров из РФ, указанных в поз. 1 - 433 приложения № 2 (если отсутствие в РРПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, задекларировано заказчиком в соответствии с абз. 3 п/п «а» п. 7 или при осуществлении в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупки задекларировано в документации о закупке), за исключением случая, если в заявке на участие в закупке содержится предложение о поставке товара, который по состоянию на момент подачи заявки на участие в закупке включен в РРПП;
для подтверждения происхождения товара из иностранного государства, за исключением предусмотренных настоящим пунктом случаев, при которых предусмотрены иные информация и документы, подтверждающие происхождение товара из государств - членов ЕАЭС.
Таким образом, при закупках «с полки» по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки не составляется, декларация не оформляется, уведомление не направляется, а страна происхождения не может подтверждаться упрощённым способом. (Письмо Минфина РФ от 08.10.2025 № 24-06-09/96576).
3.4. Совершенствование закупок у единственного поставщика - закупок малого объема.
В закупках малого объема вводится каталог товаров: формирование единого каталога конкретных товаров для нужд заказчиков (эксперимент Правительства РФ).
С октября 2025 года по март 2026 года в России будет отрабатываться новый механизм каталогизации товаров, используемых в закупках малого объёма (далее – ЗМО) у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Каталог будет содержать описание конкретных товарных знаков, марок и моделей, введённых в гражданский оборот.
Ведение каталога поручено АО «Единый каталог товаров, работ и услуг».
Основные цели эксперимента:
- реализация Концепции совершенствования ЗМО до 2027 г. (РП РФ от 26.06.2024 №1636-р);
- выработка модели ведения каталога и способов его интеграции с другими системами;
- отработка механизмов сбора и обработки информации о товарах.
- Каталог должен интегрироваться с государственной информационной системой промышленности (ГИСП), ЕИС и единым агрегатором торговли (ЕАТ).
К обязательным участникам отнесены Минпромторг, Минфин, Федеральное казначейство и Росстандарт. Также в эксперимент на добровольной основе смогут войти операторы электронных площадок, субъекты РФ, заказчики и производители.
К марту 2026 года должны быть обеспечены следующие показатели:
а) заключение через ЕАТ не менее 20 контрактов с использованием позиций каталога;
б) создание не менее 100 позиций по запросам производителей;
в) включение в каталог не менее 80% товаров из РРПП (в частности, планшеты по коду 26.20.11.130 ОКПД 2);
г) формирование реестра уникальных идентификационных номеров товаров, работ, услуг.
На первом этапе каталог охватит ограниченный набор позиций, в числе которых:
- бумага и канцелярские принадлежности;
- ноутбуки, планшеты, персональные компьютеры и мониторы;
- периферийные устройства (принтеры, МФУ, блоки и комплектующие);
- телефоны и коммуникационное оборудование;
- офисная мебель;
Новый каталог может стать инструментом упрощения ЗМО и одновременно повысить прозрачность идентификации товаров. (Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2025 № 2710-р).
Примечание. Единый агрегатор торговли (далее – ЕАТ) создан по распоряжению Правительства (далее – РП) от 28.04.2018 № 824-р. Это информационный ресурс для отдельных федеральных заказчиков, чтобы проводить закупки по пунктам 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона по принципу электронного магазина. Регламент ЕАТ см. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=448384
Закупки, которые следует проводить с использованием ЕАТ «Березка»:
- закупка на сумму не больше 600 тыс. руб. (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона);
- закупка лекарств по решению врачебной комиссии для конкретного пациента (п. 28 ч. 1 ст. 93).
Внимание! В системе ЕАТ не проводятся закупки, содержащие сведения о гостайне, закупки, проводимые на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на такой территории, и закупки услуг у физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП. (п. 1, п. 9 РП № 824-р, п. 1.2 Регламента функционирования ЕАТ)
Использовать ЕАТ обязательно заказчикам из числа федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) или их подведомственных федеральных казенных учреждений (п. 6 РП № 824-р). Исключения: заказчики, включенные в специальный правительственный Перечень в соответствии с п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона, не обязаны применять ЕАТ; ФОИВ в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ и их подведомственные казенные учреждения могут проводить вне ЕАТ закупки в объеме, который не превышает 20% годового объема закупок, предусмотренных п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона (п. 7 РП № 824-р).
Порядок закупки в ЕАТ изложен в Регламенте и инструкции, размещенными в разделе «Информационные материалы» на сайте агрегатора. По общему правилу для закупки товаров, работ, услуг заказчику надо провести закупочную сессию, для чего заказчик создает объявление о закупочной сессии, формирует объект закупки, устанавливает стартовую цену с учетом транспортных и иных расходов. Вместе с объявлением размещается шаблон контракта. В ходе закупочной сессии участники могут подавать ценовые предложения. По завершении процедуры в течение 30 минут заказчик получит итоговый протокол. Участник закупки, сделавший лучшее ценовое предложение, признается победителем. Заказчик направляет проект контракта победителю и подписывает проект контракта.
Автор: Г.Б. Добрецов
14.10.2025










