Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Адаптация учетных и контроль-измерительных материалов для обучающихся с особыми образовательными потребностями: советы учителю

Адаптация учебных и контроль-измерительных материалов для обучающихся с особыми образовательными потребностями: советы учителю
16.02.2023

Включение в класс учеников с особыми образовательными потребностями уже не удивляет ни одного учителя как начальной, так и средней школы. Однако это не снимает проблем, с которыми они сталкиваются. Одной из самый актуальных проблем в учебном процессе является очевидная необходимость адаптировать задания для учеников, которые в силу своих особенностей не могут воспринимать учебную информацию в таком же темпе, объеме или при такой подаче. 


Особые сложности с освоением учебного материал испытывают обучающиеся с интеллектуальными нарушениями разного генеза и разной степени выраженности. В первую очередь мы говорим о детях с умственной отсталостью и задержкой психического развития. В рамках данной статьи мы не будем говорить о дифференциальных критериях, разграничивающих данные состояния и прочих аспектах специальной психологии и педагогики. Учитель может наблюдать у таких обучающихся общие для них особенности:


•​недоразвитие познавательных интересов

•​снижение познавательной активности

•​замедленность темпа психических процессов, их слабая подвижность и переключаемость

•​ фрагментарность восприятия, трудности понимания влияют на запоминание материала: дети запоминают 3–4 объекта. 

•​В речи могут наблюдаться низкий словарный запас, аграмматичная фраза, шаблонная речь. 


Учителю очень важно учитывать, что вариативность таких проявлений очень высока, возможности к обучению тоже чрезвычайно разные. Следует учитывать рекомендации психолого-педагогического консилиума образовательной организации по адаптации учебного процесса и учебной среды под индивидуальные потребности каждого обучающегося. 


Однако довольно часто мы можем столкнуться с тем, что рекомендаций нет в силу разных обстоятельств, возможностей для конструктивной консультации со специалистами сопровождения у учителя тоже может не быть. В такой ситуации учитель вынужден сам искать пути адаптации учебного материала, а также контрольно-измерительных материалов, которые позволят оценить достижения обучающегося.  


Адаптация учебного материала может быть следующей:

✓ В заданиях, где у ученика могут возникнуть трудности с его пониманием следует использовать большее количество визуализации (картинки, видео, если материал дается в цифровом формате);
✓ К задаче может быть предоставлен чертеж или опорная схема;  
✓ Если текст предоставляется в цифровом формате (электронный учебник) необходимо учитывать индивидуальные особенности и использовать программные настройки, такие как: укрупненный шрифт, выделение заданий, с тем чтобы четко разграничить их между собой и т.п. 
✓ В случае, когда работоспособность ученика низкая и быстро наступает истощение, можно уменьшать объем задания без потери содержания. 


Важно адаптировать не только задание, но и инструкцию к нему: при устном предъявлении четко проговаривать все слова, акцентируя интонацией на главных содержательных моментах. Иногда может потребоваться и поэтапное предъявление инструкции через дополнительные паузы и повторы. Эффективная одновременное предъявление устной инструкции и визуальной поддержки (картинка, печатный текст и прочее). Также учитель должен быть готов заменить слова в инструкции на те, которые понимает конкретный обучающийся. 


Если учитель планирует какие-то диагностические работы, то с целью адаптации контрольно-измерительных материалов для разнородной группы учеников, то он готовит три варианта таких материалов 

1 вариант предназначена для обучающихся не испытывающих трудностей с учебным процессом. 


2 вариант предназначен для тех учеников, которые испытывают незначительные сложности с усвоением учебного материала. Для таких обучающихся учитель может подготовить «иллюстративный материал, словарные таблички, план ответа или ключевые слова для опоры при выполнении задания» [1]. 


3 вариант заданий предполагает, что обучающиеся осваивают программу не в полном объеме. Для выполнения проверочных заданий им необходима «помощь учителя, сокращение объема заданий, дополнительные объяснения, постоянный контроль, побуждения к действиям [1]». 


Особые образовательные потребности ученика с расстройством аутистического спектра (РАС) также ставит перед учителем задачу, как оптимизировать учебный процесс для такого ученика. Как найти к нему подход, чтобы и сам ученик, и учитель получили удовольствие от процесса преодоления трудностей. 


Надо помнить, что для обучающихся с РАС характерны сложности с «применением, переносом и генерализацией усвоенных навыков на другие учебные и социальные ситуации» [1]. Довольно распространёнными являются специфические особенности переработки слухоречевой информации и трудности слушания собеседника; неспособность адекватно интерпретировать и оценивать различные социальные ситуации. «Трудности, обусловленные недостаточной саморегуляцией, приводят к неумению организовать свое время при выполнении контрольной или самостоятельной работы, довести начатое дело до конца» [1]. 


Исходя из этих не исчерпывающих особенностей, учителю важно знать о том, что устный ответ такому ученику можно заменить на тест, дублировать устные задания в письменном виде на отдельных карточках. Важно, чтобы литературные произведения и другой текстовый материал был понятен обучающемуся с точки зрения его жизненного опыта. 


Для обучающихся с РАС особое местов адаптации задания и КИМ занимает визуализация и схематизация учебных материалов. Для этого могут «использоваться наглядные планы действий, отражающие, в какой последовательности решаются предложенные задания, чек-листы для занесения учеником пометок после каждого выполненного упражнения» [1]. 


Кроме этого, учителю, работающему с таким учеником следует упрощать инструкции к заданиям, снимать двойные требования, «упрощать содержание задания при сохранении уровня сложности, проводить предварительную словарную работу, направленную на разъяснение сложных терминов и слов, подбирать дополнительную визуализацию к письменным тестам» [1]. 


Таким образом, мы видим, что перед учителем стоит непростая задача адаптировать учебный процесс под особые образовательные потребности разных обучающихся. Однако, можно отметить некоторые плюсы, которые будут появляться у учителя, освоившего технологию адаптации:


1. развитие собственной гибкости и рефлексивности

2. развитие профессиональной креативности

3. накопление портфеля кейсов для разных учебных ситуаций, который обязательно поможет учителю в любой ситуации

4. чувство собственной самоэффективности

5. признание со стороны ученика и его родителей.


Несмотря на все сложности, дорогие педагоги, пробуйте, ищите пути к каждому ученику, верьте, что необучаемых детей нет!


Литература:

1. Вильшанская А.Д., Егупова О.В. Контроль качества обучения в условиях инклюзии / под общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.: ИКП РАО, 2020. – 84 с.





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку