Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 551-52-41

 —  —  — Буллинг. Историческая справка

<

Буллинг. Историческая справка

Буллинг. Историческая справка.
17.01.2023

Проблема буллинга (от англ. bully – хулиган, задира), как дискриминация, притеснение жертвы, существовала всегда.


Основоположниками теории буллинга стали скандинавские ученые Д. Олвеус, А. Пикас и П. Хайнеманн, которые впервые исследовали феномен буллинга среди мальчиков в 70-х годах. 


В России осмыслением травли занимались А. Макаренко, И. Бердышев, С. В. Кривцова, психологи и педагогики русской мировой культуры.  


И. Бердышев под буллингом подразумевал осознанное и длительное насилие, не имеющее признаков самозащиты. И. Н. Кон формулирует буллинг, как физическое насилие или эмоциональный террор, с целью проявления у жертвы страха, чтобы подчинить ее себе.


Мы остановимся на основных периодах развития буллинга: дореволюционный; советская эпоха; распад СССР, 90 - е годы и эпоха широкополосного interneta – наше время. 


1. Дореволюционный период. Следует отметить, что в дореволюционный период в школах и кадетских корпусах обучались мальчики. Девочки, как правило, получали надомное образование, или не обучались вообще. К тому же педагоги имели широкие полномочия, вплоть до жестоких физических наказаний, которые были далеко не всегда оправданы (розги, битье указкой, другого рода насилие). Поэтому как таковой системной и длительной травли не было, но находились кадеты, которые заискивали и выслуживались перед начальством. И с виновным в этом преступлении обращались презрительно, грубо и даже жестоко. И начальство такой самосуд не пресекало. Об этом хорошо рассказал Н. С. Лесков, воспитанник первого Петербургского корпуса в своем произведении «Кадетский монастырь». 

2. Советская эпоха. После событий 1917 года ситуация в системе образования кардинально меняется. На ряду с мальчиками, обучаются и девочки, а также работники фабрик и заводов, обучались все в принудительном порядке. После семи лет гражданской войны многие дети и подростки потерли своих родителей, и были вынуждены бродяжничать. Процветала преступность. Советское правительство принимает решение о создании школ-интернатов закрытого типа, где тема буллинга начинает набирать обороты. Это происходит на фоне общей озлобленности, пережитого горя, голода. Одной из таких школ-интернатов была школа имени Достоевского «ШКИД», воспитанниками которой являлись Г. Белых и Л. Пантелеев, которые в своем произведении «Республика ШКИД» ярко описали жизнь беспризорника той эпохи и его систему взаимоотношений в коллективе. Следует отметить значительную роль советских педагогов, которые боролись с ростом детской преступности и процветающей в те годы травлей. Они сумели увидеть в детях положительные качества, сплотить их с помощью общественно полезного труда (написание газет, выпуска журналов, приобщению к литературе). 

После Великой Отечественной войны советское правительство уделяло огромное внимание воспитанию и обучению детей и подростков, как оплоту советского будущего. Были организованы общественные движения (октябрята, пионеры, комсомольцы), которыми интенсивно велась идеологическая и пропагандистская работа, принципами которой являлось наставничество, взаимовыручка, взаимопомощь, что резко снизило количество фактов школьной травли и повысило уровень взаимоуважения, сплоченности и успеваемости в школьных коллективах. Правильная организация пионерских лагерей, отдыха и досуга детей так же способствовала приобщению ценностей товарищества, дружбы, взаимовыручки и ответственности, что сокращало количества школьных конфликтов.
 
3. Распад СССР, 90-е годы.  В 1991 году, поле распада СССР система образования, как социальный институт, претерпевает значительные изменения. Отменяется единая форма одежды, как несомненный атрибут дисциплины и самоорганизованности учащихся. Упраздняются общественные организации. Падает «железный занавес». Дети и подростки в следствии отсутствия жизненного опыта не способны фильтровать поток информации, получаемой с Запада (кинемотограф, литература, музыка), что сказывается на их общем социокультурном уровне. Миллионы людей лишаются рабочих мест, поэтому вынуждены искать различные приработки, оставляя детей без должного контроля. Количество времени и воспитательных мер оказывается не достаточным, что отражается на вновь возрастающем проявлении буллинга, когда лишенный родительского внимания ребенокрасходует свою озлобленность и проявление агрессии на сверстниках в школе. Педагоги лишены привычных социальных льгот (санатории, путевки), вынуждены дополнительно подрабатывать, в этой связи был исчерпан ресурс полной самоотдачи своим ученикам, что так же способствовало снижению контроля за проявлениями школьной травли

4. Эпоха широкополосного interneta – наше время. Современный мир – это мир нанотехнологий, социальных сетей и «жизни» в internet-пространстве. В целом, ключевая роль interneta - в упрощении и оптимизации жизни. Но негативный контент катализирует проявления буллинга и способствует обширному охвату этого явления. Видеофайлы, содержащие сцены насилия, издевательства и культурной деградации людей способствуют накоплению агрессии и жестокости, которая не находит конструктивного выхода и проявляет себя в рамках буллинга.  С включением internet– пространства в жизнь современного общества расширились формывиды и способы проявления   буллинга. Выделилось одно из распространенных направлений буллинга – кибербулинг, который подразумевает под собой травлю с использованием цифровых технологий (социальные сети, мессенджеры, игровые платформы).




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку