Чем занять ребенка, когда надо ждать
Как писал Аркадий Аверченко: “Самое неприятное в простудном заболевании — это очередь в поликлинике за больничным”. А если эту очередь мы вынуждены стоять с ребенком, ситуация осложняется вдвойне. Мы часто сталкиваемся с необходимостью ждать. В поликлинике, в магазине, на остановке, в пробке и т.д. В силу своих возрастных особенностей и еще не зрелой эмоциональной сферы ребенку тяжело дается долгое ожидание, что изматывает, вызывает беспокойство и раздражение со стороны родителей. Конечно, проще дать ребенку в руки телефон, чтобы он не нарушал покой окружающих вокруг людей. Но такой способ решения проблемы не конструктивен. “Шаг вперед - два назад”. Ребенок успокоится на какое-то время, но ценой его “послушания” станет перегрузка нервной системы, перевозбуждение, расторможенность и отсутствие навыков самоконтроля. Сегодня мы поговорим о том, как скрасить время ожидания и провести его с пользой с помощью простых упражнений и игр.
2. Давай посмотрим вокруг! Предлагаем ребенку назвать предметы, например, зеленого цвета, посчитать сколько в очереди детей, сколько вокруг себя он видит машин, сколько этажей в соседнем доме, какие предметы вокруг имеют круглую форму и т.д. Такие способствуют концентрации внимания ребенка на выполнении определенной задачи.
3. Речевые игры. Называем по очереди слова на заданный звук. Перечисляем персонажей мультфильмов и сказок. Играем в игру “Продолжи ряд”, называя ребенку предметы из одной категории, предлагая ему продолжить. Например, фрукты - яблоко, банан, апельсин… “Назови одним словом”. Опять же перечисляем ребенку слова из одной категории предметов, предлагая произвести обобщение. Например, тарелка, кружка, вилка - посуда. Упражнение “Слово наоборот”. Мы называем ребенку, например, жарко, он отвечает - холодно, большой - маленький и т.д. Такие упражнения не только заставляют ребенка сосредоточиться, но и активно развивают мышление.
4. Потешки, считалочки, речевки. можно выполнять с помощью небольшого мячика или сопровождать простыми движениями, чтобы они легче запоминались и давали ребенку двигательную разрядку.
5. Аудиокниги. Сказки, рассказы, истории, стихи, которые соответствуют интересам и возрасту ребенка. Если ребенок уже имел опыт прослушивания аудиокниг, голос читающего будет расслаблять его и успокаивать.
6. Игра “Я вижу…” Называем малышу несколько признаков объекта, который мы загадали (например, он большой, мягкий). Ребенок должен догадаться, о чем идет речь, задавая уточняющие вопросы. Затем меняемся ролями.
7. “Молчанка”. Договариваемся с ребенком молчать одну-две минуты, показывая стрелку на часах, объясняя, что это недолгое время, когда запрещено разговаривать и смеяться. Проигравший выполняет желание другого. Так формируется произвольность поведения и самоконтроль.
8. “Отгадай, что я рисую”. Рисуем пальцем на спине ребенка и просим угадать простые элементы (круг, квадрат, дом, букву, цифру). Тактильный контакт с мамой в такой игровой форме снимает мышечные зажимы и оказывает успокаивающее действие на ребенка.
9. “Делаем ставки!” Смотрим в окно и угадываем, каким цветом проедет первая машина, с каким номером будет автобус кто первый перейдет дорогу мужчина или женщина и т.д.
10. Сочиняем стихи и рифмы. Вы даете ребенку простое слово, на которое он должен придумать созвучное. Например, палка - галка, ложка - мошка. Так можно пробовать сочинять целые строки и стишки.
11. “Изобрази животное”. По очереди с ребенком в виде пантомимы изображаете животное, задача малыша угадать его, не задавая вопросов.
12. “Съедобное - несъедобное”. Называем ребенка различные предметы и даем простую инструкцию: “Как только услышишь съедобное - хлопай в ладоши один раз”!
13. “Угадай, кто я!” Вы представляете себя каким-либо животным и даете характеристику, чтобы ребенок смог догадаться о ком идет речь. Например, “Я маленький, колючий…” и т.д.
Такие игры развивают воображение, образное мышление ребенка.
14. “Назови три…”. Предлагаем ребенку назвать три любимых цвета, книги, животных, мультфильма, игры, блюда, песни и т.д. Это упражнение не просто концентрирует внимание ребенка, но и поможет вам лучше узнать его интересы и предпочтения.
15. “Сосчитай-ка”. Даем ребенку задание сосчитать, сколько ступенек до входа, сколько шагов от него до кабинета, какое расстояние от двери до лестницы и т.д.
16. “Замри!” Ребенку предлагается замереть на одном месте, в определенной позе на некоторое время. По правилам игры запрещается разговаривать и смеяться. победивший получает свое вознаграждение.
17. “Мое меню”. Составляем меню для праздничного стола из стандартного набора (салат, первое, второе и десерт). Придумываем веселые названия блюдам и составляем список необходимых продуктов.
18. “Что бывает зеленым?” Загадываем любой цвет и предлагаем ребенку перечислить предметы, которые бывают, например, зеленого цвета. Трава, яблоко, огурец и т.д.
19. “Снежный ком”. Называем ребенку любое слово, например, стол. Он его повторяет и называет свое. Стол, карандаш. Затем мы повторяем прозвучавшие слова и добавляем новое. Такие упражнения хорошо тренируют внимание и слуховую память.
20. “Не говори да, нет!” Ведущий загадывает какой-либо предмет. Другой должен угадать,о чем или ком идет речь, задавая наводящие вопросы, но запрещается отвечать “да”, “нет”. Упражнение формирует умение задавать вопросы, развивает связную речь.
Так, с помощью применения этих простых упражнений, у ребенка формируются свойства внимания, памяти, восприятия, мыслительные процессы, развивается воображение и речь. А самое главное - происходит полноценное общение мамы и ребенка, формируется сильная эмоциональная связь, создается почва для крепких детско-родительских отношений.
Материал подготовила Анна Парфенова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: