Что важно знать учителю об особых образовательных потребностях ученика с нарушением зрения.
Зрение обеспечивает человеку около 90% информации об окружающем мире. Формирование представлений о мире складывается в первую очередь на основе зрительной информации. Снижение зрительных возможностей или даже их полное отсутствие предполагает формирование особенностей адаптации ребенка или взрослого человека к другим сенсорным условиям. В значительной мере на глубину своеобразия психофизического развития оказывает время возникновения зрительных нарушений.
Нарушения зрения классифицированы на три основные группы:
1. слепые (тотально или с наличием светоощущения и/или с минимальной остротой зрения (до 0,04 с коррекцией очками)2. слабовидящие с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками
3. дети с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие).
Важно знать о том, что кроме снижения собственно остроты зрения у детей с нарушениями зрения также оказываются нарушенными и другие важные зрительные функции: отсутствие бинокулярного зрения (возможность воспринимать предмет двумя глазами одновременно); нарушение полей зрения (сужение границ, выпадения); нарушения цветоощущения; нарушение светочувствительности: нарушение глазодвигательных функций.
Такие условия развития безусловно оказывают влияние на следующие особенности в психофизическом развитии обучающихся с нарушениями зрения:
• малый запас и низкое качество зрительных образов (это и предметы, и эмоции людей, и наблюдаемые ситуации, движения и т.д.);
• поскольку слух в данном случае выступает сохранным компенсаторным анализатором, у детей наблюдается вербализм представлений (т.е. они могут многое назвать, сказать, пересказать, не имея при этом четких представлений о том, о чем говорят);
• трудности распознавания и демонстрации эмоций (не всегда, верно, интерпретируют или используют в собственном опыте);
• сниженный уровень применения невербальных средств коммуникации (интонация, мимика, жест);
• задержка в овладении движениями, их своеобразие, общая моторная неловкость и скованность движений;
• трудности пространственной ориентировки (в схеме тела, на плоскости листа, в большом и малом пространстве);
• сниженная активность в социальном взаимодействии и взаимодействии с предметным миром.
Безусловно, в зависимости от степени снижения остроты зрения, наличия и/или комбинаций нарушения других зрительных функций, а также от времени наступления сенсорного дефицита, выраженность психофизических особенностей будет очень разной.
Важно сказать также, что раннее начало коррекционно-развивающей работы с ребёнком может способствовать тому, что даже при выраженном снижении и отсутствии зрительных ощущений ребенок будет развиваться практически по онтогенетическому пути. Технические и другие средства абилитации и реабилитации, доступная среда, создание специальных условий для получения образования позволят такому ребенку адаптироваться в социальном пространстве наравне с обычными сверстниками.
Какие же специальные условия должны быть созданы в образовательной организации для обучающихся с нарушениями зрения? К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с нарушениями зрения, относятся:
➢ обучение и руководство восприятием предметов в естественной и учебной среде на основе осязания и зрения;
➢ создание условий для формирования компенсаторных механизмов выполнения той или иной деятельности;
➢ создание условий расширяющих, обогащающих, корректирующих предметные и пространственные представления для профилактики вербализма и формального усвоения знаний (на основе слухового восприятия);
➢ опора на специальные приемы организации учебной и познавательной деятельности слепых обучающихся за счет применения алгоритмов, технологических карт, схем, шаблонов и т.д.;
➢ создание условий для полисенсорноговосприятия предметов и объектов окружающего мира (слуховое, обонятельное, вкусовое, кинестетическое и т.д.);
➢ доступность учебных материалов для восприятия на основе и осязания, и зрения;
➢ создание безопасной здоровьесберегающей среды с учетом зрительного диагноза, где важным является как собственно зрительная патология, так и те ограничения, которые она накладывает на режим зрительных, физических, осязательных и прочих нагрузок;
➢ создание условий для комфортного темпа учебной деятельности, с учетом компенсаторных механизмов обучающегося;
➢ обязательность включения пропедевтических (подготовительных) этапов, как в рамках урока, так и в рамках темы, предмета и т.д.;
➢ создание условий для целенаправленной работы по формированию навыков социально-бытовой и пространственной ориентировки;
➢ создание условий для активизации познавательной, двигательной, социальной инициативы обучающихся;
➢ необходимость предоставления большего времени на выполнение практических работ;
➢ создание условий для развития и коррекции личностной и коммуникативной сфер;
➢ соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса (размер шрифта, освещенность, расположение в классе, зрительный режим);
➢ создание безбарьерной среды (доступной) среды образовательной организации как на уровне пространства школы, так и на уровне пространства классы и личного места ученика.
Как правило в инклюзивный класс приходят преимущественно слабовидящие обучающиеся или дети с функциональными нарушениями зрения. Задача учителя и команды сопровождения состоит в том, чтобы создать максимально комфортные условия для обучения и сохранения зрения такого ученика. Учителю важно быть в тесном контакте с ведущим специалистом обучающегося с нарушениями зрения - тифлопедагогом, также важно выполнять рекомендации врача-офтальмолога.
В заключении надо сказать, что работа с учеником с нарушениями зрения подарит вам немало удивительных моментов открытия их безграничных возможностей. Верьте в них и вселяйте им веру в себя!
Эксперт Академии ФАДО, кан.пед.наук: Тюрина Надия
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: