Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Детские страхи

Детские страхи
13.03.2022

Самая сложная и опасная эмоция, которую испытывает ребенок – это страх, как реакция на ситуацию, которая несет в себе действительную или мнимую угрозу. 

Рассматривая влияние страхов на эмоциональное здоровье ребенка, следует отметить перепады настроения, низкую самооценку, неуверенность в себе, появление тревожно-фобических расстройств, поведение по модели выученной беспомощности. 

Причинами появления детских страхов могут быть:

1. Интенсивное развитие воображения, склонность к фантазированию может приводить к боязни сказочных персонажей, Бабы - Яги, злого колдуна или серого волка.
2. Излишняя тревожность родителей. Пытаясь обезопасить ребенка от каких-либо ситуаций, мы часто проговариваем фразы: «Не беги, ты упадешь!», «Не подходи к собаке, она тебя укусит!» и т. д. Таким образом у ребенка с раннего детства формируется понимание того, что весь окружающий мир не безопасен.
3. Приобретенный опыт. Например, если ребенок нахлебался воды во время купания, в последствии возможно появление боязни воды.Или если ребенок получил испуг от сильного падения с качелей, укуса собаки. 
4. Доступ к информационным передачам по телевидению, интернету, где рассказывается о катастрофах, происшествиях, что может оказать негативное влияние на незрелую психику ребенка.
5. Фильмы, компьютерные игры, которые могут нести в себе угрозу. Ребенок в силу возраста не способен критически оценить ситуации и может возникнуть страх их повторения.

В первый год жизни, как правило, страх возникает с неудовлетворенной потребностью в пище, сне, тепле, эмоциональном общении с мамой. Поэтому создание ребенку полноценного ухода обеспечивает его психическое здоровье, эмоциональную устойчивость, таким образом,предупреждая появление страхов. 

В возрасте от года до трех лет происходят важные новообразования в психике ребенка: интенсивно развивается речь, познавательная сфера, совершенствуются исследовательские формы поведения. Если в семье происходят конфликты и она не обеспечивает ему благоприятные условия, тревога нарастает, нарушается сон, он реагирует на шум, отсутствие света, перемену обстановки. Ребенок испытывает чувство острой тревоги, чувствуя эмоциональное напряжение родителей в конфликтной ситуации. Так создается почва для возникновения страхов. Следовательно, задача родителей заключается в том, чтобы обезопасить своего ребенка от конфликтных ситуаций, которые порой неизбежны даже в самых благополучных семьях. В случае же, когда ребенок становится свидетелем конфликта между родителями, необходимо провести беседу, в которой мягко и спокойно объяснить, что он не является причиной этих разногласий, чтобы не сформировать у него чувства вины. Можно смоделировать произошедшую ситуацию в ролевой игре или нарисовать то, что произошло, больше времени уделить совместной деятельности. Так, прорабатывая возникшие негативные эмоции с ребенком, мы даем ему ощущение своей нужности и защищенности. 

От трех до пяти лет происходит становление и осознание своего «Я». При нарушении процесса эмансипации, возникает волнение, которое  приводит к страху засыпать одному, ребенокбоится спать с выключенным светом, оставаться в комнате с закрытой дверью. В случае появления подобных страхов, нельзя ругать или наказывать ребенка, давить на него или силой заставлять спать в темноте, тем более смеяться или недооценивать его страх. В первую очередь необходимо начать с искренней беседой с ребенком, попытавшись проговорить и сконкретизировать его страх. Метод рисования страшных чудовищ, возникающих в темноте, с прорисовыванием веселых лиц, оказывается очень эффективным. Можно подарить ребенку мягкую игрушку или вместе смастерить волшебный меч, как символ защиты от ночных чудовищ. Устраивание спокойных семейных вечеров при тусклом свете поможет ребенку привыкнуть к темноте и чувствовать себя в безопасности.

Возраст 5 – 7 лет характеризуется интенсивным развитием когнитивных способностей ребенка, его познавательной активностью, происходит становление ролевой игры и приобретается опыт межличностных отношений. Часто в этом возрасте появляется страх потери и даже смерти родителей. Этот страх тесно связан со страхом заболеваний, страхом потеряться, заблудиться, в основе которого лежит боязнь разлуки с мамой. Чтобы облегчить ребенку расставание с мамой, необходимо оставлять его не некоторое время, когда ребенок хорошо себя чувствует, здоров, сыт и полон сил. Оставленная игрушка или мамина вещь поможет ему чувствовать себя в безопасности. Расставания не должны быть долгими, и поведение мамы не должно демонстрировать тревогу от предстоящей разлуки, будьте заботливы, но уверенны и спокойны. Переключение внимания на новую игру или занятие так же облегчит процесс расставания, можно подать ребенку идею сделать рисунок для мамы или что-то смастерить к ее приходу. Выполнение таких простых рекомендаций сохранит психическое здоровье ребенка и не спровоцирует в нем появление страхов. 

Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в подростковом возрасте превалируют социальные страхи, возникает тревожность и опасения не соответствовать социальным требованиям окружающих в семье, в школе, в коллективе сверстников. Страх «не успеть», «опоздать» формируется на базе обостренного чувства вины. Может появится «школьная фобия», как страх посещения школы. В первую очередь, необходимо провести беседу с ребенком и понять, что произойдет, если он опоздает куда-либо. Возможно, уже в ходе самой беседы, проговорив свои опасения, подросток осознает, что его опасения слишком преувеличены и неразрешимых последствий не произойдет. В борьбе со страхом не успеть что-либо сделать, поможет навык планирования и организации собственного времени. Для этого важно научить подростка вести дневник, составлять график своего дня, соблюдать режим.

Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями ребенка и имеют временный характер.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку