Дидактические игры в логопедической работе.
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она способствует развитию психических функций, познавательной сферы и личностных черт. Поэтому в логопедической работе использование игровых технологий оказывается очень эффективным.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания, обучения и активизации речевого развития ребенка. Эффективность использования дидактических игр обеспечивает системность их проведения, правильная последовательность от простого к сложному, вариативность упражнений и соответствие лексической теме занятия.
Классификация дидактических игр:
1. Игры с предметами разнообразны по своему содержанию, применению стимульного материала, организации самой игры.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам. Это различные картинки, лото, домино, карточки, вкладыши. Такие игры основаны на принципе наглядности, ребенку дается не сам предмет, а его изображение.
3. Словесные игры осуществляются без опоры на наглядность, решение дидактических задач происходит путем включения мыслительных процессов, слухового восприятия, памяти, концентрации внимания.
4. Игры с движениями преследуют своей целью развить координацию движений, мелкую и общую моторику, двигательную память.
В своей работе учитель – логопед использует:
1. Дидактические игры, целью которых является обогащение словаря, развитие слуховой памяти, восприятия. Например, «Повтори и продолжи». Специалист начинает игру, произнеся: «В лесу живет медведь…». Ребенок повторяет фразу целиком, затем добавляет свое дикое животное. Следующий участник игры повторяет предложение за первыми двумя и придумывает свое животное. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, последний оставшийся участник становится победителем. В зависимости от лексической темы занятия, могут быть разные вариации этой игры. Например, «У меня в комнате есть кровать…», «Я собрал на грядке…», «Я хочу стать врачом…». Удобно использовать подобные игры на фронтальных занятиях.
2. Игры, направленные на воспитание звуковой культуры, целью которых является постановка и автоматизация звуков, обучение навыку определять место звука в слове, характеристику звучания, количество слогов. Например, дается инструкция ребенку придумать слова на определенный звук, работа с которым ведется в данный момент. Актуальна игра «Собери слово из звуков». Предлагаются звуки, изолированно произносимые друг от друга, допустим, Р У К А, и ребенку необходимо произнести слово, которое он услышал. Дидактическая игра «Замени звук» подразумевает под собой замену первого звука в словах, которые произносит логопед, например, на звук Л. Он говорит МЕД, ребенок, соответственно, осуществляет замену и произносит ЛЕД (пень – лень, пекарь – лекарь, печенье – леченье и т. д.)
3. Дидактические игры на различение неречевых звуков. Целью таких игр является развитие устойчивости слухового внимания, навыка дифференциации звукоизвлечения. Например, «Угадай, на чем играю». Специалист выкладывает на столе музыкальные игрушки и инструменты, затем предлагает ребенку закрыть глаза и внимательно прослушать звуки, угадывая их. Игра «Узнай по звуку». Логопед воспроизводит различные звуки, используя деревянную ложку, резиновый мячик, будильник, карандаш, стакан и т. д.
4. Игры на развитие и формирование фонематического восприятия. Сюда относится повторение слоговых цепочек, например, (та – да –та – том – дом), подбор парных картинок (бочка – почка, зуб – суп, миска – мышка), придумывание рифм к словам (ложка – кошка, ком – дом). Возможно использование игр, когда ребенку дается инструкция заменить звук твердый на мягкий или мягкий на твердый в слогах или словах, произносимыми логопедом.
5. Дидактические игры, направленные на автоматизацию звуков. Целью таких игр является закрепление правильного произношения и развитие фонематического восприятия, звуко – буквенного анализа. Например, «Наряжаем елочку». В качестве материала используется силуэт елки и елочные шары из картона, с приклеенными к ним картинками разных лексических категорий. Ребенку предлагается украсить елочку только теми шарами, на которых изображена картинка с заданным звуком в названии. Существует много подобных игр. Например, по той же аналогии прикрепить лучики к солнышку или напоить куклу чаем, предварительно сделав из картона чашки с изображением картинок. Эффективны звуковые дорожки, когда ребенок произносит автоматизирующийся звук, ведя пальчиком по дорожке, например, от бабочки к цветку. Упражнение «Часы», когда ребенок проговаривает звук столько раз, сколько показывает стрелка на часах. В игре «Пирамидка», ребенок автоматизирует звук, нанизывая колечки.
Таким образом, использование дидактических игр в логопедической работе способствует развитию речи ребенка, активизации его восприятия, внимания, памяти, мыслительных функций и формирует мотивацию участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.