Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Эффект психотерапевтических сказок

Эффект психотерапевтических сказок
22.02.2024

 “Цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать другую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу”. 

К. И. Чуковский.


Сказкотерапия — это эффективный способ заложить в душу ребенка систему духовных ценностей, научить его понимать свои чувства, освобождаться от негативных эмоций, в игровой форме приобретать жизненный опыт. 


Сказка развивает внутренний потенциал, пробуждает душу, повышает уровень осознанности, помогает духовному росту и “лечит душу”. 


Сказка берет на себя функции психологических защит. Это развитие личности и проявление созидательной творческой силы, процесс поиска смысла и знаний во взаимодействии с окружающим миром и самим собой. 


Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева - президент Международного Союза Сказкотерапевтов выделяет следующую типологию сказок:


● Дидактические сказки. Их цельюявляется получение новых знаний и навыков. Например, когда абстрактные символы (геометрические фигуры, буквы, математические примеры) становятся одушевленными для детей, а следовательно, более доступными для восприятия и понимания.
● Диагностические сказки. Способствуют выявлению внутреннего состояния ребенка, что его беспокоит, тревожит, какие внутренние конфликты, противоречия влияют на эмоционально-волевую и поведенческую сферу ребенка. Например, отождествление себя с зайчиком - трусишкой может свидетельствовать о застенчивости ребенка, о высоком уровне тревожности или социальной дезадаптации.
 Психотерапевтические сказки. В основе их содержания лежит положительный пример поведения сказочных персонажей. Подражая им, ребенок вырабатывает навыки социально приемлемого поведения в разрешении конфликтов или в борьбе со своими тревогами, страхами. Мудрые интересные истории поднимают темы добра и зла, справедливости и предательства, помогают справится с болью, пережить утрату.
● Медитативные сказки - активизация положительных эмоций. В этих сказках отсутствуют отрицательные персонажи и запутанные конфликтные истории. Они предназначены для создания гармонии с окружающим миром, снимают напряжение, создают атмосферу комфорта. Например, красивое путешествие в сказочную страну.

Основные задачи сказкотерапии:

● преодоление страхов
● снижение тревожности
● проработка агрессии
● выработка позитивного мышления
● развитие коммуникативных навыков
● принятие себя
● актуализация и осознание своих проблем

Психологические механизмы влияния сказки на психику ребенка:

● механизм идентификации себя со сказочным персонажем
● механизм формирования норм и правил поведения
● механизм развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка
● механизм снятия тревожности и напряжения
● механизм достижения катарсиса (очищения)
● механизм решения новообразований каждого возрастного периода


Метод сказкотерапии особенно эффективен:

● При затруднениях во взаимодействии со сверстниками. В сказке проигрываются ситуации, связанные с конфликтами, которые возникали у ребенка в саду, в школе, в детском коллективе. Сказка проводит связь между событиями, которые описываются в сказке и реальностью. Ребенок прорабатывает чувства обиды, гнева, раздражения, страха, которые эти ситуации вызывают.
● Возрастные кризисы. В сказке учитываются новообразования каждого возраста. В три года ребенок учится эмансипироваться (отделяться) от матери, в пять лет происходит половая идентификация. В семь лет ребенок становится самостоятельным, приобретает социальный опыт общения. В 13 лет с помощью сказок подросток безболезненно проходит кризис самоопределения.
● Внутренние переживания.Отождествляя себя с персонажами сказок, проходя с ними множество испытаний, участвуя в борьбе за добро и справедливость, ребенок проигрывает эмоции и внутренние ощущения. Так происходит формирование нравственных качеств и становление его внутренней картины мира. 

   Сказка — это мощное по силе поле психологического воздействия на психику ребенка, на его внутренний мир. Ребенок переживает большой спектр эмоций, он сопереживает сказочным персонажам, испытывает страх, тревогу, радость, искренне живет и проживает все событиями, которые происходят со сказочными персонажами. Сказка не просто формирует систему ценностных ориентаций, но эмоционально обогащает личность, “врачует” душу!


Материал подготовили Анна и Николай Парфеновы





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку