Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Эмоциональная незрелость или детский инфантилизм.

Эмоциональная незрелость или детский инфантилизм.
11.10.2023

Когда в семье появляется долгожданный ребенок, многие родители стараются оградить его от трудностей, которые встречаются на пути познания окружающего мира. Я часто слышу реплики: “Он же еще маленький!”, “Ничего, успеет повзрослеть!”, “Это всего лишь ребенок!”, лишая его возможности научиться быть самостоятельным, принимать решения, брать на себя ответственность. Таков механизм возникновения эмоциональной незрелости у детей. В этой статье мы поговорим о причинах, проявлениях и последствиях детского инфантилизма, а том, какие ошибки воспитания провоцируют его появление. 


Эмоциональная незрелость, или психический инфантилизм это психофизиологическое состояние, в основе которого лежит преимущественное отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и задержка возрастной социализации ребенка. Сам термин «инфантилизм» (infantilismus) произошел от латинского слова «infantilis», что в переводе означает «младенческий, детский». 


Что же отличает инфантильного ребенка?

● наивность, беспечность
● стремление общаться с более младшими детьми
● поиск покровительства значимых взрослых
● отсутствие самостоятельности, пассивность
● настороженность, нерешительность
● неуверенность в себе, заниженная самооценка
● преобладание игровой мотивации в любой деятельности, даже в учебной
● зависимость от мнения окружающих
● частая смена настроения
● эмоциональная несдержанность
● впечатлительность, но в то же время поверхностность чувств
● неуместная смешливость, дурашливость
● вольная манера поведения, бесцеремонность
● несоблюдение границ “ребенок - взрослый”
● низкая сформированность волевых регуляций поведения
● расторможенность, трудности усвоения школьной программы


Причины возникновения детской инфантильности:


1. 
Наличие заболеваний. Внутриутробные патологии, поражение центральной нервной системы на фоне асфиксии, механические травмы головного мозга, инфекционные заболевания, нарушение работы щитовидной железы и функций гипофиза.
2. Ошибки воспитания детей:
● Гиперопека родителей. Целью такого стиля воспитания является непоколебимое желание оградить ребенка от всего, что мешает его благополучию. Ребенок не знает запретов, отказов, ограничений. Осуществляя контроль, родитель пытается все сделать за ребенка, оправдывая это желанием уберечь его от лишнего переутомления. Вследствиечего, подавляется инициатива, стремление самостоятельно познавать окружающий мир. Ведомая страхом за жизнь и здоровье ребенка, неосознанно, мать эмоционально “инвалидизируюет” свое чадо, подсознательно транслируя и внушая ему: “Ты маленький, ты еще слаб, ты не справишься, ты нуждаешься в моей помощи”. 
● Тоталитарный стиль воспитания. Способами управления ребенком в такой семье являются приказы, жесткие запреты, наказания, манипуляции, угрозы. Все то, что провоцирует возникновение чувства вины и собственной беспомощности. Родители осуществляют тотальный контроль над поведением ребенка, не дают ему право выбора, лишают проявления самостоятельности, оказывают постоянное давление, действуя под лозунгом: “Я мать, я лучше знаю, что тебе нужно”. Ребенок теряет свою индивидуальность, привыкая жить по продиктованному ему сценарию, зависим от мнения окружающих и принимает позицию жертвы, отвергая возможность принятия ответственности на себя.
3. Программирование поведения “вечно маленького” ребенкаЗачастую сами родители вскользь, произносят необдуманные реплики:
● У тебя не получается писать сочинения, давай я набросаю тебе текст сама. 
● Ну кто так моет посуду? Дай, я сделаю сама.
● Я твоя мать, лучше знаю, что для тебя хорошо, а что плохо!
● Какое у тебя может быть “свое мнение”, не дорос еще!
● Все у тебя никак у людей!
● Заставь “дурака” Богу молиться…
● Вот исполнится тебе 18 лет, тогда и будешь за себя отвечать, а сейчас я говорю так, значитбудет так!


Таким образом, постепенно, у ребенка формируется осознание собственной беспомощности и зависимости от мнения окружающих. Подавление эмоций, стремлений принимать решения самостоятельно, пресечение инициативы ведут к возникновению чувства неуверенности, повышенной тревожности, заниженной самооценке. Со временем у ребенка пропадает желание проявлять инициативу и ему комфортно находиться под покровительством взрослых, не принимая ответственность на себя. Или же, наоборот, такое давление приводит к желанию “поступать наперекор», демонстрируя протестное поведение. 


Принимая во внимание психологические особенности инфантильного ребенка, следует отметить его трудности в усвоении школьной программы. Но происходит это не из-за отсутствия интеллектуального потенциала и пробелов в знаниях, а скорее в трудностях социальной адаптации в среде своих сверстников и преобладании игровой мотивации.


● Ребенок испытывает сложности врабатываемости, включения в общую работу, отвлекаясь, задавая невпопад вопросы, переключаясь на внеурочную деятельность.
● Эмоциональная несдержанность и низкая произвольность поведения. Ребенок перебивает учителя, не соблюдает правила субординации, импульсивно действует, следуя своим желаниям.
● Склонен привлекать к себе внимание неуместными шутками, дурашливостью, гримасничает, находится в необоснованно приподнятом настроении.


Столкнувшись с проблемой детскойэмоциональной незрелости, следует понять феномен инфантилизма, проанализировать детско-родительские отношения и пересмотреть стили воспитания, чтобы ребенок вырос самодостаточной и зрелой личностью. 


Материал подготовила

педагог-психолог Парфенова А.И.

 




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку