Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 551-52-41

Инклюзивный отдых: 10 принципов для взрослых

Инклюзивный отдых: 10 принципов для взрослых
28.07.2022

«Лето — это маленькая жизнь» сказал О. Митяев. Инклюзивное лето не исключение. Это лето, которое дарит множество возможностей для каждого, кто готов разделить солнечные дни, песни у костра, разговоры, игры, дружбу и все то, что вмещает в себя наша жизнь с Другим. Инклюзивное лето это возможность раздвинуть границы, проявить себя и узнать что-то или кого-то, навсегда изменив свое представление о себе и других в этом мире. 

 

Сегодня мы говорим об инклюзивном лагере или смене. В идеале инклюзивный отдых делит жизнь любого ребенка на жизнь до лагеря и после лагеря. Совместный отдых позволяет открыть каждому нового себя.    


Онтогенетически процесс социализации носит сложнейший и комплексный характер. В соответствии с представлениями Л. С. Выготского процесс развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью (в условиях дизонтогенеза) нельзя понять без анализа социальных условий его взаимодействия и сотрудничества с окружающей средой. Особенности развития ребенка с ОВЗ являются препятствием прежде всего для общения и развития взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми. Так дети с нетипичным развитием попадают в ситуацию «социального вывиха», что затрудняет присвоение общественного опыта и норм социального функционирования.  Включение ребенка в среду обычных сверстников позволит минимизировать такой «социальный вывих» и создаст условия для эффективной социализации и социальной адаптации через формирование адекватных коммуникативных и социальных норм в естественной среде.

   

Инклюзивный лагерь, как специально созданная структура, является оптимальной средой развития для каждого ее субъекта. В первую очередь для реализации личностных возможностей как ребенка с ОВЗ и инвалидностью, так и обычно развивающегося сверстника. Для взрослых сотрудников такой смены это прекрасный опыт попробовать и расширить свои компетенции «настраивания» на коммуникацию с любым ребенком, на поиск путей конструктивного сотрудничества с детьми, которые демонстрируют разные способы восприятия и реагирования на окружающий мир


Одной из важнейшей задач организации инклюзивной смены является подготовка взрослого сообщества к тому, что состав детской группы будет разнообразным. Ключевые качества, которыми должны обладать все взрослые, которые будут включены в процесс взаимодействия с детским сообществом:


1. толерантность;

2. коммуникабельность;  

3. способность к работе в команде;   

4. креативность; 

5. инициативность; 

6. способность к многозадачности:

7. эмоциональная устойчивость.


Подготовка взрослого сообщества к работе в разнообразной детской среде должна начинаться заранее. Каждый новый взрослый должен обязательным образом проходить инструктаж, а лучше тренинг, который готовит человека к тому, что рядом с ним будут дети, которые не всегда реагируют на внешние условия ожидаемым образом. 


Кроме этого, для взрослых важно понимать, что основным принципом работы в инклюзивном лагере является вариативность форм работы и гибкость их применения; использование той или иной формы в зависимости от задачи, которая решается с конкретным ребенком. Значит, взрослый должен быть информирован какие конкретно коррекционно-развивающие задачи актуальны для каждого ребенка в данный момент времени и как они решаются на индивидуальном и групповом уровне. 


DD3DFBC7-FB57-4C5F-85C0-95E74B7456BC.jpeg


Общими для всех детей с ОВЗ и инвалидностью задачами можно считать вовлечение их в общую жизнь и формирование навыком общения. Важно фиксировать любые проявления заинтересованности детей в каких-то видах деятельности, коммуникациях и т.д., их малейшие успехи и достижения.


Взрослые в инклюзивном лагере должны стремиться к созданию у всех детей ощущения защищенности и безопасности, которое в свою очередь влияет на формирование у них самостоятельности, ответственности и независимости.


Для взрослых инклюзивного лагеря можно предложить следующие базовые руководящие принципы, которые помогут создать максимально комфортные, безопасные и развивающие условия летнего отдыха всех детей.


1. Все дети равны, нет плохих и хороших. 

Ребенок с ОВЗ такой же ребенок, как и все остальные дети. Полноценное участие в жизни лагеря его равное право. 

2. Искренний интерес и уважение к каждому ребенку. Без исключения.  

Зачастую взрослые люди считают, что необязательно считаться с мнением ребенка, а уж тем более с ОВЗ, необязательно учитывать их потребности и желания. Конечно, это ошибка. Любой ребенок нуждается в понимании и принятии, в уважении его потребностей.

3. Опора на возможности ребенка. Увидели сильные стороны ребенка, подчеркните их для всех. Сделайте на них ставку!

Очень часто взрослые недооценивают реальные возможности ребенка. Поэтому: сначала наблюдайте, фиксируйте для себя любые успехи, сильные стороны ребенка. Даже незначительные позитивные моменты, которые отзываются у вас в душе, озвучивайте как самому ребенку, так и всем окружающим. Не обязательно делать это пафосно и громогласно. Важно дать понять ребенку, что вы видите в нем его потенциалы, верите в него, поддерживаете. Для того, чтобы обычно развивающиеся сверстники не чувствовали себя ущемленными, очень важно таким же образом поддерживать и их. Поддержка и позитивное самовосприятие каждого ребенка будет способствовать формированию внутри детского сообщества позитивной психологической атмосферы.   

4. Жалость и брезгливость не помогут ребенку с ОВЗ.  

Для многих взрослых, впервые встретившихся с инвалидностью, бывает трудно сдержать свои чувства. Достаточно часто они могут быть негативными. Важно осознать их, отрефлексировать, понять, чем они обусловлены. Не винить себя за это. Поскольку период летнего отдыха короткий, времени на длительную работу с такими чувствами нет. Поэтому важно проговорить их с кем-то из других взрослых (наставник, опытный педагога, друг) и выстроить тактику и стратегию их проживания и преодоления. 

5.Внутренняя уверенность, спокойствие и эмоциональная устойчивость эффективные инструменты педагога.    

Спокойствие и внутренняя уверенность взрослого необходимы детям для того, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние в отдельные моменты, а также для обеспечения чувства уверенности, безопасности, предсказуемости времени и пространства.   

6. Этика в коммуникации — это отражение вашего отношения к Другому.  

В общение с детьми, между взрослыми очень важно использовать современную не дискриминирующую лексику. Человек с нарушениями слуха или зрения, человек с инвалидностью вот приемлемая лексика.   

7. Терпение и доверие взрослого важнейшая потребность ребенка с ОВЗ

Для детей с ОВЗ может требоваться множество повторений, показов и помощи для того, чтобы они запомнили какую-либо информацию или действие. Взрослые должны принимать такую особенность и не рассматривать это как свою неэффективность или «необучаемость» детей. Все люди разные, с разным темпом деятельности. Взрослый своей поддержкой, готовностью повторить, дать время, вернуться к этому еще раз дает уверенность ребенку, что он справится.    

8. Последовательность в требованиях обеспечивает детям предсказуемость среды. 

Взрослым важно быть последовательными своих словах и действиях. Кроме этого, важно помогать детям с ОВЗ, в том числе устанавливать последовательность в их действиях.  

9. Учет индивидуальности каждого ребенка — это гарантия эффективной коммуникации в любой ситуации.    

Очень важно осознать, что все люди разные, в том числе и все люди с синдромом дауна, расстройством аутистического спектра и т.д. На основе общения с одним ребенком или взрослым нельзя сделать обобщения и считать, что все одинаковые.  

10.  Поддержка друг друга во взрослом сообществе важная потребность каждого педагога. 


Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным педагогам или просто коллегам для того, чтобы обсудить, проговорить свои затруднения, чувства, связанные с инклюзивным ребенком. Также не пренебрегайте возможностью что-то обсудить с родителями ребенка. Чувствуя вашу заинтересованность и желание разобраться с каким-то вопросом, а не проговорить претензии, родители в подавляющем большинстве случаев ответят на вопросы и снимут большую часть проблем.    


Такие несложные принципы позволят преодолеть первые барьер взаимодействия взрослых и детей, в том числе с ОВЗ в процессе инклюзивной смены. Постепенно, по мере накопления совместного опыта радостей и преодоления трудностей каждый будет чувствовать большую уверенность и успешность в преодолении границ, внешних и внутренних.  




В Академии ФАДО вы можете подобрать для себя интересующую программу по направлениям – педагогика и логопедия. Особенность наших программ: дистанционный формат обучения, онлайн-практика с экспертом, поддержка куратора, рассрочка без банка.

Посмотреть программы и цены можно на нашем сайте https://fado-dpo.ru/prof/pedagogika/

Вопросы можно задать по тел: 88005515241
или написать WhatsApp https://wa.me/79151563985

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку