Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Как вырастить успешного ребёнка?

Время чтения: 4 минуты
Вам могут быть полезными:
05.09.2024

Кто несёт ответственность за то, чтобы ребёнок верил в себя и в свои силы, понимал свои сильные стороны, мог за себя постоять?
Есть ли такой универсальный рецепт, алгоритм действий взрослых, который гарантирует успешность не только воспитательных воздействий в процессе, а в результате?


785gg7zg9khn5ybxo44rgpqebr0176pq.png


Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе. Ситуация успеха, которую создают ребёнку взрослые, становится фактором развития его личности. Задумывались, а этот успех и успешность в развитии детей в чём выражается вообще: в оценках, в знаниях, в интеллектуальных способностях, в социализации, в успешной коммуникации или в чём-то ещё?


Я в этом вопросе попытаюсь разобраться с точки зрения специалиста по раннему развитию детей.

Слышали ли вы когда-нибудь про намеренное создание ситуации успеха?

Для того, чтобы создать такую ситуацию, где ребёнок почувствует себя самостоятельным, где у него гарантированно всё получится, а у взрослых будет повод похвалить малыша нужно не только знать интересы ребёнка, но и возрастные особенности психики детей раннего возраста и нормы развития детей. То есть необходимо понимать точку входа (интересы ребёнка) и точку выхода (какие знания, умения и навыки должны бытьсформированы у ребёнка к 3м годам). 


К родителям у меня вопрос такой: а почему вы решили, что сбор пирамидок, матрёшек, сортеров, карточек и пазлов – следствие интеллектуального развития, а не механического запоминания? Ведь ваш малыш уже 200 раз собирал эти вкладыши и просто запомнить мог. И ещё один: как же понять, что у вас растёт успешный ребёнок, если нет никаких критериев этой успешности?

Часто у родителей знаний об особенностях раннего развития детей не хватает и мне, как педагогу, привычнее видеть картину ожидания или бездействия. 

Хотя некоторые родители, как они считают, времени даром не теряют и дают ребёнку разные развивающие задания, покупают умные игрушки и хвалят, радуясь, успехам ребёнка! Для того, чтобы понять насколько низкий уровень требований родителя к своему малышу приведу пример.


Максиму 3,5 года и его мама радуется, когда пирамидка из 4-5 колец собрана правильно. При этом Максим избегает зрительного и тактильного контакта, взгляд на лице собеседника не удерживает; самостоятельно не раздевается, в активной речи только слова «мама» и «папа».
Ещё малыш знает, как собрать формочки-вкладыши, при этом сам руки вымыть не может, жесты в быту не использует.


Ещё пример. Дане 2 года. Мама купила набор вкладышей Монтессори, развивающие карточки, учит с малышом цвета, оттенки, фигуры, цифры и буквы. Даню мама считает очень смышлёным: а как иначе, если он даже фиолетовый и оранжевый различает. При этом малыш не умеет кушать сам, требования к навыкам опрятности и туалета у мамы отсутствуют. Мальчик не понимает значение слова «нельзя», не слушается, не привлекается к совместным с мамой играм. Папа и мама говорят о том, что он просто ещё маленький, поэтому всё делают за него.


Поскольку, ожидания родителей и реальный уровень развития ребёнка часто не совпадают, начинаются поиски волшебного специалиста для создания успешного успеха. На мой взгляд следует начать с наблюдений, которые, объективно, лучше сделает специалист в сфере дефектологии.


Обучение начинается с изучения специалистомневербальных компонентов коммуникации:

1. Специалист исследует способность ребёнка к подражанию: копирует ли жесты и мимику, повторяет ли за взрослым.
2. Специалист анализирует возможности и адекватность использования социально значимых жестов (да, нет, хочу, дай); понимание жестов и выразительных движений – залог понимании ситуации в моменте. Варианты информативны и вариативны: указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания.
3. Специалист наблюдает за способностью ребёнкаизображать: «Полетай, как птичка», «Попрыгай, как зайчик», «Потопай, как мишка», «Потопай, как слон».


Условия, от которых зависит степень активности дошкольника и ребёнка раннего возраста тоже следует проанализировать:

• уровень учебных умений и навыков учащегося; 

• взаимоотношения, с педагогом; 

• отношения родителей к педагогическому процессу 

• стиль общения родителей с ребёнком, единство требований педагогов и всех, проживающих с ребёнком взрослых.


Очень интересно узнать ваше мнение: какие действия взрослых тормозят развитие ребёнка, а какие стимулируют развитие и способствуют успешности? 


Часто родители в погоне за успехом не совсем, мягко говоря, объективны в оценке уровня развития своих детей: тут есть как перегибы, так и желание не замечать проблем.

Одна моя знакомая мамочка маленького Миши уже около полугода развивает его с помощью картинок, выполняет с ним задания их «Школы семи гномов». Интеллектуальное развитие должно развиваться параллельно с психоэмоциональным и физическим. Но эта самая мамочка гулять на улице с Мишей не любит и в игры типа «Идёт коза рогатая» не играет, а ведь мальчику всего 2 года.

Так как тема поверхностной оценки возможностей ребёнка, отсутствие требования и похвала за любой «чих» у молодых родителей уже не удивляет меня часто замечаю наигранную похвалу со стороны родителей буквально за всё. Ребёнок ожидает эмоциональной реакции взрослого, его одобрения, хлопает в ладоши вместе с мамой и папой и радуется, когда как ряд действий, которые он выполняет за похвалу новыми и сложными не являются. 


Цель родителей, в данном случае, должна быть в том, чтобы оценить возросшие возможности малыша, новые умения, новые навыки, новые результаты. Причём эти возможности возрастают по мере взросления ребёнка в разных сферах, а родителям нужно создать условия (показать, научить, закрепить навык) и потом закрепить ситуацию успеха похвалой и поощрением.


Тимофею почти 2 года, запрос – нет речи и тревоги о том, что не самостоятельный, страх отдавать в детский сад. Несколько раз за часовую консультацию интересуюсь у родителей о том, как они учат его самостоятельномураздеванию, обуванию, уходу за собой. Выясняю, что никаких особых требований нет. Спрашиваю может ли сам помыть руки: взять мыло и надавить на дозатор, включить воду, вымыть руки, выключить воду, взять полотенце, вытереть руки на сухо и повесить обратно на крючок? Родители отрицательно кивают головой и говорят, что ни разу не пробывали предоставить такую возможность самостоятельно и что раковина находится высоко, поэтому держать приходится на руках и мыть ему руки. 


Выход прост: создать условия (табуреточка/подставка для ребёнка по высоте умывальника, крючок на уровне роста ребёнка для детского полотенца с петелькой, чтобы повесить и регулярно повторяющиеся несколько раз в день действия по мытью рук сначала совместно, потом с частичной помощью, а потом и без нее.)

Алгоритм регулярно повторяющихся действий ребёнком был усвоен через неделю, а это ли не повод для гордости и похвалы? Это важно и это успех!

Подведу итог. У каждого история и траектория успеха своя и большая ошибка – сравнивать одного малыша с другим, даже если это родные брат и сестра. Но знать возрастные нормы развития и педагогам, и родителям, а также ставить адекватные задачи и выдавать поощрения и похвалу за реальные достижения ребёнка  - необходимость!


Ваш логопед-дефектолог, педагог раннего развития

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Светлана Столярская

    



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку