Как выявить ведущую руку у ребенка?
Многие родители задаются вопросом, какая у ребенка ведущая рука? Ложку держит левой, карандаш берет в правую руку. В нашей статье мы познакомим вас с простыми способами, каким образом понять правша ребенок или левша, рассмотрим, в каком возрасте ребенокопределяется с ведущей рукой и правила проведения тестирований и проб.
До двух лет у ребенка происходит волнообразное изменение кости рук. С 2 до 4-5 лет правая и левая рука практически равноценны, ребенок в одинаковой степени совершает манипуляции обеими руками. И только к 4-5 годам формируется стойкое предпочтение одной из рук. Именно в этом возрасте учится держать ручку и начинает писать.
Большинство действий, которые совершает ребенок, достаточно просты (за исключением письма и рисования), поэтому ребенок совершает их обеими руками. Обратите внимание на то, какой рукой он зашнуровывает ботинки, собирает мозаику, конструктор. Как правило, ведущей рукой он выполняет основное действие, а другая рука играет вспомогательную роль.
Существует множество опросников для определения ведущей руки. Но такие опросники целесообразно использовать для детей постарше, 6-7 лет, когда ребенок вполне осознанно может отвечать на вопросы. Поэтому, более объективные результаты дает проведение проб. Здесь необходимо руководствоваться некоторыми правилами:
2. Если ребенок маленький, стоит проводить тестирование в игровой форме. Для более старшего возраста можно предлагать пробы в качестве физических упражнений или элементов зарядки.
3. Каждую из проб рекомендуется проводить несколько раз для получения более достоверного результата.
4. Нельзя устраивать показательные упражнения, потому что ребенок может руководствоваться не ведущей рукой, а просто копировать Ваши движения.
5. Взрослому необходимо сидеть строго напротив ребенка, стимульный материал должен находится на одинаковом расстоянии от правой и левой руки.
Тест на выявление ведущей руки у ребенка:
1. Переплетение пальцев рук. Ребенку предлагается сложить руки в замок. Показателем левшества является лежащий сверху большой палец правой руки. У правшей сверху оказывается палец левой руки.2. «Поза Наполеона». Ребенок складывает руки на уровне груди перед собой. У правшей правая кисть руки лежит сверху.
3. Демонстрация определенных действий (полить цветок из лейки, взять с полки книгу, расстегнуть замок куртки, пересыпать песок лопаточкой).
4. Одновременные движения обеих рук. Например, рисование геометрических фигур. Как правило, линии, нарисованные ведущей рукой, более ровные, четкие, сильнее и увереннее нажим карандаша.
5. Рисование. Ребенку предлагается карандаш и листок бумаги. Необходимо обратить внимание на то, в какую руку ребенок взял карандаш. Затем, попросить его нарисовать два одинаковых рисунка разными руками, оценив качество каждого из них.
6. Открывание коробочек. Ребенку предлагаются маленькие шкатулки или коробочки из-под счетных палочек. Для получения объективных результатов пробы, следует провести ее несколько раз, обращая внимание, какой рукой ребенок действует активнее, а какая рука играет вспомогательную функцию.
7. Строим колодец из деревянных палочек. Ребенку даются палочки, из которых необходимо выстроить четырехугольник, затем доложить сверху второй и третий ряд.
8. Игра в мяч. Необходимо использовать маленький резиновый или теннисный мячик. Его можно бросать в определенную цель, например, обруч, лежащий на полу, в кольцо с сеткой, в корзину.
9. Вырезание ножницами. Ребенку предлагается вырезать из цветного картона определенный рисунок. Желательно, если он будет округлой формы (яблоко, мячик, солнышко). Следует обратить внимание, в какой руке ребенок держит картон, а в какой ножницы.
10. Для родителей. Необходимо провести беседу, чтобы выяснить, есть ли у ребенка генетическая предрасположенность к левшеству.
Если, проанализировав полученные результаты, Вы выяснили, что у ребенка ведущая рука левая, что встречается в 20% из 100, настоятельно не следует переучивать его. Переучивание ведущей руки приводит к трудностям в обучении, в освоении предметов русского языка и литературного чтения. Для левши естественно писать левой рукой, потому что так устроены его полушария головного мозга.
Но встречаются, хотя и крайне редко, амбидексторы – люди, которые полноценно и в равной степени пользуются обеими руками.
Если вы хотите получить новую профессию: учитель-логопед, дефектолог, воспитатель или учитель начальных классов, освоить дополнительные навыки, получить диплом об образовании, мы приглашаем вас пройти обучение в Академии ФАДО.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: