Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 551-52-41

 —  —  — Коррекционная логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения у старших дошкольников с ОНР

<

Коррекционная логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения у старших дошкольников с ОНР

Коррекционная логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения у старших дошкольников с ОНР.
24.11.2022

Нарушения чтения являются важной проблемой современной педагогики и логопедии, так как способствуют неуспешности в усвоении школьной программы, в разных областях ее знаний. Могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, его самооценку, способствовать неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и склонности к проявлению агрессии и других негативных реакций.  В нашем материале мы рассмотрим понятие чтения, его механизмыпричины возникновения нарушений чтения, специфические ошибки и способы их устранения.


Чтение подразумевает под собой сложный психофизиологический процесс, в основе которого лежит участие зрительного, слухового и речедвигательного анализатора. Представляет собой технический навык – это воспроизведение звукопроизносительного образа слова и смысловое осознание прочитанного – соотнесение звуковой формы слова с его лексическим значением. Нарушение чтения -  дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «слова, речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.


Причинами дислексии могут быть органические поражения определенных участков коры головного мозга, которые встречаются при моторной алалии и дизартрии. Например, ММД (минимальные дисфункции мозга), ЗЗР (задержка речевого развития). И даже если неврологические и речевые нарушения посредством занятий с логопедом и медикаметозного сопровождения были компенсированы в дошкольном возрасте, остаточные явления могут проявиться при чтении и письма в школе. 


Можно выделить и функциональные причины:

• Перенесенные заболевания внутриутробно
• Травмы или патологии в родах
• асфиксия
• детские инфекции
• хронические заболевания
• длительные соматические заболевания
• травмы головы
• биологические факторы
• социальные факторы
• отсутствие здоровой речевой среды
• двуязычие
• депривация ребенка
• недостаточная развитость пространственных представление
• снижение уровня познавательных способностей

Специфические ошибки чтения:

• Замена одних букв другими. Как правило, дети с ОНР заменяют буквы, звуковое произнесение которых им не доступно или они произносятся неправильно или недостаточно автоматизированы в устной речи. Могут происходить и другие замены, только в этом случае ошибки имеют не такой устойчивый характер.

• Побуквенное чтение. Нарушены плавность и темп произносительной стороны речи. Затруднено слитие букв в слоги. Зачастую, прочитав первые несколько букв, ребенок старается угадать остальную часть слова, что приводит к неверному прочтению слова или его окончанию. Например, «кар –тошка», «кар – тонка».

• Искажение слоговой структуры словаУ детей с ОНР наблюдаются затруднения воспроизведения слов со сложной слоговой структурой. Ребенок меняет слоги местами, пропускает слоги, недоговаривает их и даже заменяет целые слова. 

• Недостаточность понимания прочитанного. Даже если у ребенка не плохая техника чтения, он может недопонимать содержание прочитанного текста. Происходит это из-за затрудненного синтеза слов в предложении, нарушений грамматической связи между словами. Такое чтение, как правило, бывает отрывистым, с паузами между словами, несоблюдением интонационных точек. 

• Аграмматизмы. Это нарушение согласования падежных окончаний, частей речи, изменения окончаний глаголов и т.д.

Приемы коррекции нарушений чтения устарших дошкольников с ОНР:

1. Развитие фонематического восприятия(узнавание звука среди других, определение последовательности звуков в слове, уточнение артикуляции каждого звука, дифференциация звуков).
2. Формирование оптико-пространственных представлений.
3. Формирование звуко-буквенного анализа.
4. Коррекция звукопроизношения.
5. Развитие акустико-гностических процессов.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Развитие графо-моторных навыков.
8. Развитие психических функций(восприятия, внимания, памяти, пространственной ориентировки, развитие анализа и синтеза).
9. Обогащение словаря.
10. Развитие связной речи.




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку