Мама и телефон
Работаю в службе ранней помощи. К нам приходят не только родители (законные представители, опекуны), но и все те, кто занимается воспитанием ребёнка и проживает с ним в одной квартире. Это обычно бабушки, иногда дедушки приходят.
Мы, действительно, являемся консультативной службой, хотя многие ждут от нас классических занятий с детьми и даже пытаются «сидеть в телефоне» пока специалист, как аниматор развлекает их малыша.
Вчера бабушка с внуком была у меня и пожаловалась на то, что малыш начал агрессию проявлять: кричать, сердится на маму, плакать. Бабушка молодая энергичная, с внуком играет и вообще много времени проводит. «Дочь всё время в телефоне», - тяжело вздохнула женщина.
Мише почти 3 года, семья полная, бабушка и дедушка живут с ними в одной квартире. Почему агрессивно ведёт себя я понимаю: хочет привлечь внимание мамы, которая просто не в ресурсе, чтобы это внимание дать.
Психологи называют это физическое многочасовое времяпрепровождение в гаджетах, это современное социально явление «дофаминовойзависимостью».
Они же предлагают от этой зависимости избавляться введением новых привычек и выполнением новых дел. Просто всё: если сразу трудно выйти сразу за рамки ежедневных рутин, то можно начать с таких мелочей, как физические упражнения, хобби, прогулки, увлечения. Организм расценит это, как бонус и выдаст небольшуюпорцию гормонального вознаграждения – дофамина.
Сколько раз я замечала, как во время прогулки в парке, в кафе, в метро или в трамвае ребёнок сидит в коляске или на руках у матери и держит в руках телефон, смотрит мультики, доволен.
Один большой недостаток в этом всё же есть: зависимость от гаджетов вырабатывается с раннего детства уже у детей. Со стороны всем хорошо и спокойно: малыш и мама заняты «своими делами» и проводят время с удовольствием.
Верить в то, что мультики могут быть развивающими, а мама чётко регулирует образовательный контент и время, которое проводит ребёнок и она сама в гаджетах можно. Но мне в это верить не только сложно, но и совсем не хочется!
Биться головой о бетонную стену, доказывать взрослым людям, что они занимаются самообманом, не хочу!
Общение с детьми, игры с ними дают не только хороший педагогический эффект, а также возможность получать радость и удовольствие от процесса. Люди устроены сложно и не все увлечены воспитанием собственных детей, к сожалению.
Замечательно, когда мама имеет возможность восстановиться после родов, когда ей помогают родственники, когда есть заботливые дедушки и бабушки. Но, всё же, родители не они, а вы.
Скорее всего кто-то возразит: у ребёнка должны быть свои дела и занятия. А родители имеет право на отдых. Согласна с тем, что этим вы закладываетефундамент личности ребёнка и формируете самостоятельность, которая потом всю жизнь влияет на успешность уже взрослого человека. Но прошу не занимайтесь самообманом!
Задумайтесь только: самоустранение мам и пап, их зависимость от гаджетов является примером и для детей. В результате развитие психических процессов ребёнка затормаживается: внимание остаётся неустойчивым, речь не формируется, эмоционально-поведенческие реакции остаются на младенческом уровне даже в 3 года.
Даже если вы -родители что-то там «осознали» и перестали так часто и бесконтрольно давать ребёнку телефон, выключили вечно работающий телевизор и при этом сами продолжаете «сидеть в телефоне» - у нас проблема. Эта проблема связана с самоустранением: физически мама (папа) рядом, а фактически мы имеем дело с отсутствием развивающих совместных детско-родительских игр и занятий, с бедностью эмоциональной в жизни ребёнка.
Такие родители не настроены на взаимодействие с малышом в игре, не дают малышу чувства эмоциональной стабильности, не являются помощником и наставником, проводником в мир. Искусственное удержание ребёнка на младенческом уровне, когда мама только кормит, укладывает спать, переодевает и лечит (и так ежедневно в течении декретного отпуска, например) существенно тормозит развитие.
Реально ли исправить ситуацию? Да, конечно. Вот несколько рекомендаций для мамочек:
1. Начните с себя: посчитайте сколько времени в часах и минутах вы можете выделить в день и на что его потратить: фитнесс, медитация, спорт, сон, вязание, прогулки в парке и т.п.2. Распределите обязанности между взрослыми членами семьи так, чтобы вы могли заняться «любимым делом» и дома и вне дома, а кто-то мог присмотреть в это время за ребёнком (погулять с ним, сходить в бассейн, на массаж или творческую студию). Это должно быть на регулярной основе, а не разовая акция.
3. Придумайте интересные ребёнку совместные с вами виды активности: прогулки, игры с правилами и сюжетом, рисование пальчиковыми красками на кафеле в ванной, приготовление пиццы или печенья и многое другое. Составьте расписание, запланируйте эту деятельность, делайте фотографии на память. Радуйтесь вместе с малышом, проживая реальные эмоции каждый день.
Ваш логопед-дефектолог, педагог раннего развития
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: