Неуправляемый ребенок. Ошибки взрослых.
“Вспышка гнева возникает, когда предъявляемые ребенку требования превышают способность реагировать на них адекватно”
Г. В. Грин
Обычно покладистый и послушный ребенок становится своевольным и упрямым? Избалованность или возрастной кризис? В чем кроется причина неуправляемости ребенка?
Признаки избалованности.
● Истеричное поведение. Если ребенок демонстрирует истерику в три года, это является нормальным этапом взросления. Таким образом он изучает окружающий мир, нащупывает границы дозволенного. Но если ребенок старше, подобное поведение является следствием неправильной модели воспитания ребенка.● Жадность. Ребенок не умеет делиться, не идет на уступки. Считает, что все должно принадлежать ему (даже, если речь идет о чужих игрушках). В отношениях со всеми проявляет эгоизм.
● Зависимость от мамы. Как правило, избалованный ребенок не самодостаточен. Он не может сам себя увлечь игрой, поэтому постоянно требует внимания со стороны родителей. Соответственно, каждая разлука с мамой (например, пребывание в саду), становится большим стрессом для ребенка.
● Негативный эмоциональный фон. Избалованный ребенок часто пребывает в дурном настроении, ворчит, капризничает, высказывает свое недовольство.
● Избирательность в еде. Ребенок требует различных “вкусностей” , изысков не в силу потребностей организма, а по настроению.
● Нарушение границ. Ребенок может позволить себе огрызаться, хамить, грубый тон. Неуважительное отношение распространяется и на родителей.
● Неприученность к домашним делам. Сначала мама, оберегая свое чадо, выполняет все обязанности за него (заправляет кровать, убирает игрушки, помогает одеваться), а затем требует выполнения домашних обязанностей, на что получает отказ.
● Реакция на просьбу. Избалованный ребенок привык, что его все вокруг уговаривают, просят, подкупают, обязательно предлагают выгоду за то, что и так входит в его обязанности. Поэтому сказанная однократно просьба (например, сходить за хлебом) не является авторитетной для ребенка.
● Манипулятивное поведение. Обычно проявляется, как реакция на отказ или запрет. Как правило, ребенок тонко чувствует слабые места мама и с легкостью манипулирует ею.
● Демонстративное поведение. Избалованный ребенок стремится всегда быть в центре внимания и готов “заслужить” его любой ценой. Такой ребенок не знает границ. Он может перебивать старших, брать чужое без спроса, шумно вести себя в общественных местах, не реагировать на замечания.
● Тепличные условия жизни, которые обеспечивают ребенку родители, приводят к тому, что он не умеет брать на себя ответственность, отвечать за свои поступки, исправлять ошибки, нести наказание.
● Отсутствие понимания слов “нет” и “нельзя”. Для ребенка не существует ограничений и правил, а настойчивость со стороны мамы наталкивается на настоящий бунт.
В первую очередь, причиной истерик, капризов,протестного поведения ребенка, его взрывного характера и неуправляемости являются воспитательные ошибки взрослых, которых следует избегать для сохранения эмоциональной устойчивости и психологического здоровья ребенка.
Ошибки взрослых.
● Свобода воли. Давая ребенку полную свободу действий, родители искренне считают, что растят свободолюбивого, уверенного в себе ребенка, который умеет сделать самостоятельный выбор, принять решение, руководствуясь собственными желаниями и установками. На самом деле у ребенка формируется поведение по принципу: “что хочу, то и ворочу”. Такие дети чувствуют полную вседозволенность. они не понимают границ в общении со взрослыми, позиционируют себя “выше других”.● “Проще дать, чем объяснить, почему нельзя”. Родители не ищут сложных путей. Ну зачем тратить свои силы, объяснять, настаивать, убеждать что - либо сделать, если проще это сделать самому. Так, ребенок имеет в семье права, но не обязанности. Таких родителей отличает инфантильность, отсутствие твердости и недостаточность уверенности в своей родительской роли.
● Ограниченность общения с ребенком. В современном мире, в силу высокой занятости родителей и быстром темпе жизни, дети часто предоставлены сами себе. Компьютерные игры, персонажи мультфильмов, игрушки заменяют живое общение с родителями. Ребенок не получает опыт общения, во время которого формируются нормы и правила поведения.
Очень важно дать выход эмоциям. “Представьте каково это - переживать ощущения, связанные с раздражением: прилившую к лицу кровь, возбуждение, напряжение, готовность взорваться, - и при этом не уметь выразить свои чувства вслух?” А самое главное - сохранять собственное спокойствие, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Здоровые дети вырастают в семьях, где их уважают и любят.
Психологи,
эксперты АНО ДПО «ФАДО»
Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: