Особенностей взаимодействия подростков со сверстниками.
“Общение - необходимое условие познания подростком самого себя”.
Основой общения подростков является потребность в установлении эмоционально - личностных связей. Попадая в группу сверстников, индивидуальное развитие подростка формируется в контексте этой группы. Реально значимые социальные связи закладывают основу личностных качеств. Выделяют три формы межличностного взаимодействия подростков:
● Социально - ориентированное общение. Это совместная деятельность подростков, выполнение значимых общественных задач. Подростки удовлетворяют свои потребности эпизодически, в данный момент времени, не устанавливая значимые эмоциональные связи. Увеличивается активность подростка в социуме. Он становится восприимчив к усвоению норм и правил поведения мира взрослых. В рамках социально - ориентированного общения происходит главное новообразование подросткового возраста - самосознание. Подросток направляет взгляд на самого себя, создает систему собственных взглядов и убеждений, ожидая оценки окружающих. На него возлагается большое количество коммуникативных задач, поэтому возникает необходимость в самопрезентации и формировании различных моделей поведения, которые определяют уровень его адаптации к окружающему миру.
● Стихийно - групповое общение. Основано на ситуативных случайных контактах и, как правило, возникает при осуществлении социально неприемлемой деятельности. Общение носит подавляющий, агрессивный характер. Такому типу общения особенно подвержены подростки, которые отвержены в семье или чувствуют изоляцию в классе. Это побуждает их искать среду обитания, в которой они находят возможность реализовать свои потребности и самоутвердиться. Такое общение может стать причиной появления девиантного поведения подростков (отклонение в поведении, связанное с нарушением социальных норм и правил). В таких группах психологический климат, правила задаются лидером. Группы отличает большое количество людей, иррациональное поведение, то есть слабость самоконтроля, желание независимости, автономии от взрослых, стремление к демонстративному вызывающему поведению.
Особенности взаимодействия подростков.
● Общение со сверстниками - это ведущий и самостоятельный вид деятельности.● Формирование товарищеских отношений подразумевает обмен знаниями, навыками, информацией. В рамках такого взаимодействия подростки решают личные вопросы, которые не хотят или не имеют возможности обсудить со взрослым.
● Разрыв отношений (ссора с другом, потеря любимого) воспринимается остро и очень болезненно.
● Появляются понятия взаимопомощи, честности, долга, равенства.
● В группах подростков осуждается ябедничество, жадность, неподчинение общим интересам.
● Формируются нравственные требования к близкому другу - умение хранить тайны, взаимная отзывчивость, преданность дружбе.
● В подростковом возрасте формируется самоактуализация, умение принимать ответственность за свои поступки. Подросток осознает и завоевывает свою нишу в социальном взаимодействии.
Таким образом, потребность в общении подростков неоспорима и велика. Сначала подросток ищет эмоциональный отклик у сверстника, затем это общение углубляется по форме и содержанию. Так или иначе, коммуникации в подростковом возрасте в процессе становления личности определяют взаимодействие с окружающем миром в будущем.
Психологи,
эксперты АНО ДПО «ФАДО»
Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: