Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Особенностей взаимодействия подростков со сверстниками.

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
05.02.2025

“Общение - необходимое условие познания подростком самого себя”. 

Основой общения подростков является потребность в установлении эмоционально - личностных связей. Попадая в группу сверстников, индивидуальное развитие подростка формируется в контексте этой группы. Реально значимые социальные связи закладывают основу личностных качеств. Выделяют три формы межличностного взаимодействия подростков:


k9iuorggeslsznvco79fsoxdhjwsvnz9.png


● Интимно - личностное общение. Сложившиеся группы подростков имеют устоявшийся и обособленный характер. Общность ценностей в таких группах формирует интимно - личностное общение, основными проявлениями которого являются дружба и любовь. Подростки познают себя и создают свою картину мира через призму взаимодействия со сверстниками, получая как положительный, так и отрицательный опыт. Это период психосексуального развития подростка, когда возникает повышенный интерес к физиологическим изменениям тела и формируется половая самооценка. Девочкам, как правило, свойственно три типа поведения. Одни получают удовлетворение, испытывая внимание со стороны мальчиков. Так они принимают женственность своего тела и чувствуют себя “взрослыми”. Другие, “недотроги”, испытывают страх и стыд, когда к ним прикасаются. И есть девочки - “друзья”, которые воспринимают мальчиков, как партнеров по игре, но не потенциальных объектов для влюбленности. В основе интимно - личностного общения мальчиков лежит проявление различных личностных особенностей. Одни проявляют альтруизм и дружелюбие, другие склонны к доминированию. Одни подростки зависимы от девочек и проявляют конформность, другие ведут себя демонстративно эгоистично. 
● Социально - ориентированное общение. Это совместная деятельность подростков, выполнение значимых общественных задач. Подростки удовлетворяют свои потребности эпизодически, в данный момент времени, не устанавливая значимые эмоциональные связи. Увеличивается активность подростка в социуме. Он становится восприимчив к усвоению норм и правил поведения мира взрослых. В рамках социально - ориентированного общения происходит главное новообразование подросткового возраста - самосознание. Подросток направляет взгляд на самого себя, создает систему собственных взглядов и убеждений, ожидая оценки окружающих. На него возлагается большое количество коммуникативных задач, поэтому возникает необходимость в самопрезентации и формировании различных моделей поведения, которые определяют уровень его адаптации к окружающему миру. 
● Стихийно - групповое общение. Основано на ситуативных случайных контактах и, как правило, возникает при осуществлении социально неприемлемой деятельности. Общение носит подавляющий, агрессивный характер. Такому типу общения особенно подвержены подростки, которые отвержены в семье или чувствуют изоляцию в классе. Это побуждает их искать среду обитания, в которой они находят возможность реализовать свои потребности и самоутвердиться. Такое общение может стать причиной появления девиантного поведения подростков (отклонение в поведении, связанное с нарушением социальных норм и правил). В таких группах психологический климат, правила задаются лидером. Группы отличает большое количество людей, иррациональное поведение, то есть слабость самоконтроля, желание независимости, автономии от взрослых, стремление к демонстративному вызывающему поведению. 

Особенности взаимодействия подростков. 

● Общение со сверстниками - это ведущий и самостоятельный вид деятельности. 
● Формирование товарищеских отношений подразумевает обмен знаниями, навыками, информацией. В рамках такого взаимодействия подростки решают личные вопросы, которые не хотят или не имеют возможности обсудить со взрослым.
● Разрыв отношений (ссора с другом, потеря любимого) воспринимается остро и очень болезненно. 
● Появляются понятия взаимопомощи, честности, долга, равенства.
● В группах подростков осуждается ябедничество, жадность, неподчинение общим интересам. 
● Формируются нравственные требования к близкому другу - умение хранить тайны, взаимная отзывчивость, преданность дружбе.
● В подростковом возрасте формируется самоактуализация, умение принимать ответственность за свои поступки. Подросток осознает и завоевывает свою нишу в социальном взаимодействии. 

Таким образом, потребность в общении подростков неоспорима и велика. Сначала подросток ищет эмоциональный отклик у сверстника, затем это общение углубляется по форме и содержанию. Так или иначе, коммуникации в подростковом возрасте в процессе становления личности определяют взаимодействие с окружающем миром в будущем. 


Психологи, 

эксперты АНО ДПО «ФАДО» 

Анна и Николай Парфеновы


   



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку