Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 551-52-41

 —  —  — Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи

<

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи.
17.11.2022

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи отражает свою сущность нарушенного формирования произносительной стороны речи из-за дефекта восприятия и произношенияфонем.


В нашем материале ознакомимся с основными понятиями и видами ФФНР, рассмотрим этапы развития фонематического восприятия, причины его недоразвития и особенности логопедической работы по преодолению недостатков произносительной стороны речи.


Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Это то, что дается от рождения и напрямую связано с овладением устной речи. 


Фонематическое восприятие – способность дифференцировать звуки речи на основании их смыслоразличительных признаков. Это умение осознавать звуковую структуру слова. 


Выделяется два вида ФФНР:


1. С первичным недоразвитием фонематического восприятия, при котором звукопроизношение страдает вторично. Снижены предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности синтеза.

2. С вторичным недоразвитием фонематического восприятия, при котором наблюдается нарушение речевых кинестезий, имеющихся при наличии анатомических и двигательных дефектов органов речи.

При ФФН нарушается нормальное слухо-произносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. При этом снижается познавательная активность и ослабление произвольного внимания.


В развитии фонематического восприятия Р.Е.Левина выделяет 5 этапов:


1. Дофонематическая стадия, которая характеризуется отсутствием дифференциации речевых возможностей. К концу первого года речь начинает реагировать на звуковую оболочку.

2. Начальный этап. Различаются наиболее акустические контрастные фонемы. Дети начинают слышать звук в слове.

3. Завершающая стадия. Дети слушают звук в соответствии с правильным и неправильным произношением.

4. Преобладание правильных образцов речи. Но развитие сенсорных эталоновфонематического восприятия сформировано еще недостаточно. 

5. Осознание звуковой стороны слова.
Фонематический анализ и синтез – это специальные умственные действия по установлению количества, последовательности и местоположения звуков в слове. Оно формируется при специальном обучении на основании хорошо развитого фонематического восприятия

Фонематические представления – это самый высокий уровень сформированности фонематических процессов, способность представлять фонему, как единицу звучащей речи, обладающую определенными характеристиками. 

Причины ФФНР:

1. Механические (органические), вызванные органическими дефектами речевого аппарата, патологическими особенностями костного и мышечного строения:
• Малоподвижный язык
• Укороченная подъязычная уздечка
• Дефекты строения челюстей (прогения, неправильный прикус, не правильное строение зубов)
• Неправильное строения неба (готическое, низкое, плоское)

2. Функциональные причины:
• Двуязычие
• Педагогическая запущенность
• Сниженный слух
• Длительное использование соски
• Недоразвитие фонематического слуха
• Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.

Особенности логопедической работы по преодолению недостатков произношения у детей с ФФНР:

1. Подготовительный этап. Логопед подготавливает органы артикуляции для будущей постановки звука, применяя артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, выработки воздушной струи, отработки опорных звуков.

2. Этап постановки звука. Специалистом используются логопедические приемы, позволяющие вызвать правильное звучание (подражание артикуляции логопеда, использование зрительных кинестезий, речеслухового аппарата, опора на уже поставленные и автоматизированные звуки).

3. Этап автоматизации звука. Учитель логопед отрабатывает звук, вводя его в прямые и обратные слоги, слоги со стечением согласных, слова, словосочетания, предложения.

4. Этап дифференциации смешиваемых звуков. Это заключительный этап, на котором логопед обучает ребенка различать смешиваемые, близкие по звучанию или произношению звуки. Затем последует автоматизация звука.




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку