Особенности логопедической работы при дизартрии
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловленонедостаточностью иннервации речевого аппарата. Затруднено движение основного органа артикуляции – языка, а также могут наблюдаться парезы губ, неба, голосовых связок. Мышцы лица, как правило, мало подвижны, ребенок с трудом надувает щеки, ему сложно улыбаться и в целом мимика лица достаточно скудна.
Рассматривая характерные признаки речи при дизартрии, следует отметить затруднения в произношении согласных, воспроизведении звуковой структуры слова, сложности звукового анализа, неправильное употребление предлогов, трудности в усвоении навыков чтения и письма.
Диагностика минимальных проявлений дизартрии может осуществляться посредством функциональных проб:
1. Ребенку дается инструкция открыть рот, высунуть язык и удерживать его неподвижно и одновременно следить глазами за движущимся предметом из стороны в сторону. Проба свидетельствует о наличии дизартрии, если ребенок отклоняет язык в ту же сторону, куда двигается предмет. Частую картину проявления дизартрии мы можем наблюдать, когда ребенок рисует, при этом высовывая и двигая язычком.2. Вторая проба заключается в том, что учитель – логопед просит ребенка выполнить элемент артикуляционной гимнастики и при этом кладет руки на его шею. Мышечное напряжение или непроизвольное запрокидывание головы назад так же является проявлением дизартрии.
По критерию понятности речи для окружающих, выделяют четыре степени тяжести речевого нарушения:
• I степень тяжести – окружающие хорошо понимают речь ребенка и особенности искаженного звукопроизношения может выявить только специалист в процессе обследования речи.• II степень тяжести – нарушения произношения заметны окружающим, но при этом речь относительно понятная.
• III степень тяжести – понять, что именно говорит ребенок могут только близкие люди, которые постоянно находятся в его окружении.
• IV степень тяжести – речь ребенка не понятна даже для самых близких, или отсутствует полностью (анартрия).
Выявленная дизартрия требует комплексного подхода в лечении, поэтому логопедическая работа осуществляется на фоне медикометозногосопровождения, когда невролог или врач психиатр делает назначения ноотпропных препаратов, которые способствуют стимуляции речевых зон головного мозга. Следует отметить, что ноотропыимеют накопительный эффект, поэтому динамику лечения речевых нарушений можно почувствовать после второго, третьего курса.
Физиотерапия – это один из эффективных методов лечения дизартрии, который применяется для улучшения проводимости нервных импульсов и снятия мышечных зажимов. Так же комплексный подход включает в себя методы иглотерапии, лечебной физкультуры, дифференцированного артикуляционного массажа.
Логопедическое воздействие при дизартрии делится на два этапа:
1. Первый подготовительный этап, целью которого является подготовка артикуляционного аппарата, накопление пассивного словаря, коррекция дыхательных функций. Задача учителя – логопеда сформировать у ребенка потребность в речевом общении. Работа на подготовительном этапе ведется на фоне лечения и применения нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, арттерапия, кинетическая терапия).Учитель – логопед применяет артикуляционную гимнастику, голосовые упражнения, направленные на модуляции голоса по силе и высоте, нормализует речевое дыхание, интонационную сторону речи, работает над развитием мелкой и общей моторики.
2. Второй этап логопедического воздействия – это этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков. Основная цель этого этапа заключается в развитии речевого общения и формировании звукового анализа. На этом этапе логопед осуществляет коррекцию звукопроизношения, происходит интенсивная коррекция артикуляционных нарушений, постановка звуков, выработка правильного дыхания при фонации гласных. Таким образом, основное направление работы на этом этапе – это преодоление фонетических нарушений, постановка и автоматизация звуков.Залогом эффективной работы по устранению дизартрии является соблюдение главных принципов:
• Раннее начало коррекционной работы.• Комплексное развитие всех компонентов речи.
• Формирование мотивации на занятия.
• Принцип последовательности и системности.
• Воспитание речевого общения, развития коммуникативных навыков.
• Вовлечение родителей в процесс логопедической работы.