Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
Впервые понятие «особые образовательные потребности» было использовано как характеристика образования несовершеннолетних и молодых инвалидов (Special Educational Needs) в конце 70-хгодов 20 века в Англии. В 1994 г. врезультате работы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями (Испания, Саламанка) была принята «Саламанскаядекларация об образовании детей с особыми потребностями», к которым относились «дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения» (ЮНЕСКО, 1994).
В современном терминологическом аппарате понятие «особые образовательные потребности» включено в Федеральный Закон «Об образовании в РФ» в контексте идей инклюзивного образования, которое определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся сучетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1]. Исходя из определения видно, что к категории особых образовательных потребностей относятся не только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Значит, обеспечениеравного доступа к образованию лиц с особыми образовательными потребностями должно быть гарантировано и для:
— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 2, п.16);
— обучающиеся с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 66, п. 12);
— лица, проявившие выдающиеся способности (ст. 77);
— иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 78);
— лица, осужденные к лишению свободы (ст. 80).
Однако, наиболее актуальной проблемой для современной образовательной практики является понятие «особые образовательные потребности» в контексте образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Что же предлагает современная наука и практика для понимания и решения данной проблемы?
По мнению отечественного психолога В.И. Лубовского, «особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности, которые проявляет ребенок в процессе обучения и которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей» [2]. К таким возможностям автор относит:
✓ энергетические составляющие - умственная активность и работоспособность человека.
✓ эмоционально-волевая сфера – направленность активности человека, его познавательная мотивация» [2].
Особые образовательные потребности варьируются по своему характеру в зависимости от типа нарушенного развития (нарушения слуха или зрения. ОДА или интеллекта, речи или эмоционально-волевой сферы), его выраженности и индивидуальных особенностей ребенка.
В начале 20 века отечественными учеными (Назарова Н.М. и др.) были сформулированыобщие для разных категорий детей с ОВЗ особые образовательные потребности:
➢ потребность во включении в образовательные программы специальных разделов обучения, не присутствующих в содержанииобщего образования (например, уроки пространственной или социально-бытовой ориентировки в школе для детей с глубокими нарушениями зрения);
➢ потребность в применении специфических средств обучения, дифференциации и детальном дроблении на более мелкие ступени процесс обучения, чем это реализуется в общем образовании (например, обучение чтению и письму на рельефно-точечном шрифте Брайля);
➢ потребность в том, чтобы учебный процесс иего организационные аспекты (организация времени и пространства) строились на индивидуализированной основе;
➢ потребность в том, чтобы образовательноепространство выходило за рамки образовательного учреждения (музей, парк и другие пространства могут также рассматриваться и использоваться в образовательном процессе);
➢ потребность в увеличении сроков обучения и выход за рамки школьного возраста;
➢ потребность в междисциплинарном сопровождении учебного процесса при активном участии родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ или инвалидностью.
Важно учитывать неразрывную связь понятия особые образовательные потребности и специальные условия обучения. Потребности выражаются в конкретных требованиях к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы, необходимых для всех детей с ОВЗ:
➢ создание условий для формирования и активизации познавательной мотивации и позитивной установки на учебный процесс;
➢ темп учебного процесса должен быть замедлен;
➢ т.к. объем запоминаемой информации чаще всего снижен, то и объем новой учебной информации, а также организующих инструкций должен быть меньше;
➢ приоритет за наглядными и практическими методами обучения, как максимально эффективными для обучающихся;
➢ структура урока, расписания в целом должна быть направлена на профилактику утомления обучающихся в процессе учебной деятельности (динамические паузы на уроке, гибкое расписание, свободный день по индивидуальному графику и т.д.);
➢ стремление к минимизации визуальной, звуковой и другой сенсорной информации в процессе учебной деятельности, которая отвлекает, утомляет, дестабилизирует обучающихся);
➢ педагог должен учитывать необходимость регулярного мониторинга понимания и усвоения обучающимися учебной информации;
➢ сенсорные возможности обучающихся в учебном и внеурочных процессах должны быть обеспечены соответствующими средствами и технологиями (оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей и увеличивающейаппаратуры и т.д.).
Несмотря на предложенные общие подходы к пониманию особых образовательных потребностей и специальных условий обучения необходимо учитывать, что обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью могут различаться по таким параметрам, как:
- нозология (различные нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также комплексные формы сенсорно-моторных нарушений и последствий различных соматических заболеваний);
- степень тяжести и структура нарушений;
- время возникновения (врожденные или приобретенные);
- причины и характер протекания заболевания;
- медицинский анамнез и прогноз;
- наличие сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений;
- состояние сохранных функций;
- социальный статус и др.
Данные параметры будут определять специфику особых образовательных потребностейи соответственно специальных образовательных условий для каждой категории обучающихся.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)/КонсультантПлюс (consultant.ru)2. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Lubovskiy.shtml (дата обращения: 22.05.2022)
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: