Подготовка руки к письму: упражнения.
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует хорошо развитой мелкой моторики рук, слаженной работы мелких мышц, четкое выполнение тонко-координированных движений. И овладение письмом должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
В первую очередь необходимо правильно сидеть при письме: осанка должна быть прямая, спина касается спинки стула, плечи расправлены, ноги расположены параллельно друг другу, скрещивание не допустимо. Промежуток между грудью и партой должен быть не менее 2 см, голова слегка наклонена, расстояние между глазами и тетрадью около 30 см. Писать необходимо прямо, а наклон почерка будет создаваться путем наклонного положения листа бумаги. Таким образом, правильная посадка станет профилактикой сколиоза, физического переутомления и неправильного написания букв.
Следующим критерием готовности руки к письму является правильное удерживание ручки. Рассмотрим, как правильно научить ребенка держать в руке ручку или карандаш:
1. Из большого и среднего пальца делаем колечко. Учимся ставить большой палец на первую фалангу среднего пальца.2. Кладем в ручку в колечко и в ложбинку между большим пальцем и указательным.
3. Ручку держим двумя пальцами (большим и средним), сжимаем, но не сильно.
4. Указательный палец просто укладывается на ручку, но не держит его.
5. Выполняем упражнение «Колобок», целью которого является расслабление мышц руки. Взрослый берет двумя руками руку ребенка за запястье и раскачивает из стороны в сторону, словно тесто. Когда ребенок полностью расслабит руку, она начинает болтаться, получается «колобок».
6. Учимся продвигать руку без ручки вправо по листу бумаги. Это упражнение часто вызывает затруднения, и как следствие, у ребенка написание первых букв оказывается крупнее и больше, чем последующих. Словно ребенок дописал слова и только потом передвинул руку вправо.
7. Упражнение на развитие ритмичности движений. Ребенку предлагается проводить прямые линии вверх-вниз, вниз-вверх. Выполняется задание под ритмичную музыку или счет педагога.
Что делать, если ребенок держит ручку неправильно?
1. Упражнение «Салфетка». Ребенок зажимает половину салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Предлагаем ребенку оставшимися тремя пальцами взять ручку так, чтобы салфетка осталась в ладошке.2. Метод пинцета. Берем ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, средним и указательным) и ставим ее на стол, уперев ее в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя по ручке.
3. «Укладываем ручку спать». Представим, что средний палец – это кроватка, кладем ручку в кроватку. Под кончик ручки кладем «подушку»- подушечка указательного пальца. Сверху накрываем ручку «одеялом» - подушечкой большого пальца. И начинаем писать.
4. Использование силиконовых насадок. Следует учитывать право и леворукость.
5. Ручка – тренажер для пальцев. Такие ручки имеют трехгранную форму и специальные углубления для пальцев.
6. Учиться писать мелками, предварительно разломав их так, чтобы длина мелка была не более 3 см.
7. Использование резинки в качестве поддержки для ручки. Необходимо взять резинку подходящего размера, надеть ее на запястье руки ребенка, затем, сделав петлю восьмеркой, вставить туда ручку.
Подготовка руки к письму осуществляется в следующих направлениях:
1. Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, изготовление подделок, аригами, вкладыши, шнуровки и т. д.). Выполнение данных упражнений способствует развитию свойств внимания: устойчивости, концентрации; пространственной ориентировки и умению доводить дело до конца.2. Развитие чувства ритма, то есть формирование навыка согласования слов и движений в определенном ритме.
3. Развитие графических умений (рисование, раскрашивание, штриховки).
4. Развитие пространственной ориентировки (умение ориентироваться в собственном теле, на плоскости, написание графических диктантов, овладение пространственными предлогами, рисование по точкам, лабиринты, тамгранны). Умение ориентироваться в пространстве является профилактикой зеркального написания букв и залогом успешного овладения навыком письма, так как письменная речь существует в пространстве.