Послушный ребенок. Хорошо это или плохо?
Послушность — это следование установкам, которые ставятся перед ребенком, выполнение задач, полученных от родителей. Послушный ребенок - управляемый ребенок, который следует определенным указаниям, действует в рамках поставленных границ. Но беспрекословное выполнение требований имеет обратную сторону медали. И мы задумываемся над тем, не вырастет ли ребенок податливым, ведомым, без собственной воли? Сможет ли послушный ребенок по мере взросления принимать осознанные самостоятельные решения, брать на себя ответственность и стать самодостаточной зрелой личностью? В нашей статье мы поговорим о том, каким может вырасти чрезмерно послушный ребенок, как соблюсти баланс между послушностью и развитием свободной творческой личности.
Все мы хотим, чтобы дети нас слушались. Сказано помыть руки перед обедом - пошел, помыл. Сказано сесть за уроки, или вовремя лечь спать - ребенок беспрекословно выполняет требования взрослых. Такое поведение очень облегчает и упрощает жизнь взрослых, гораздо меньшие энергетические затраты, не создается почва для образования конфликтов. Но не стоит перегибать палку. Разумеется, в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, ребенок не способен принимать решения и вынужден руководствоваться требованиями взрослых. Но подача этих требований должна доноситься до ребенка не в качестве приказаний, невыполнение которых приводит к неминуемому наказанию, а в качестве объяснений и разъяснений с целью осознания ребенком выполнить ту или иную задачу. Например, недостаточно просто сказать - вымой руки и марш за стол! Так мы подавляем волю ребенка, превращаем его в послушного робота, лишая его возможности вырасти взрослым человеком, который будет руководствоваться собственными решениями и выбором. Следует объяснить, для чего есть необходимость мытья рук и к каким последствиям может привести непослушание в этом случае.
Помимо формирования дисциплины у ребенка, которая со временем перейдет в самодисциплину, одной из важнейших задач послушности для взрослого является обеспечение его безопасности и социальной адаптивности. Послушность в этом случае - некий инструмент, с помощью которого происходит научение ребенка правилам поведения, его обучаемости и воспитания.
И очень важно правильно использовать этот инструмент! Если для родителей цель послушности — это возможность абстрагироваться от ребенка, отдохнуть без лишних беспокойств (я сказала: “Сиди в своей комнате и закрой дверь!), тогда будет очевидно, что он не сможет, будучи взрослым, стать самостоятельным, инициативным, обладать волевыми качествами, склонностью к лидерству. У такого ребенка с детства будет заложен механизм поведения, в основе которого лежит подчинение, уход от конфликтов, желание находиться в тени.
Если же родитель расширяет границы дозволенного поведения, объясняя причины и последствия, у ребенка не заглушаются такие качества, как предприимчивость, спонтанность, любознательность, стремление активно познавать окружающий мир.
В обратном случае для ребенка зоной комфорта становится положение, в котором он подчиняется, желает угодить, чувствует себя под контролем. Эта привычка быть послушным остается на всю жизнь и проявляется во всех ее сферах. Вырастая, такие дети создают собственные семьи, где занимают роль человека, который не может претендовать на свою точку зрения, отстоять свое мнение, не имеет право голоса и даже не нуждается в нем. Отношения с коллегами, друзьями складывается по тому же принципу. Ожидая постоянного одобрения со стороны, такие люди боятся самостоятельных решений, взятия на себя ответственности, занимать активную социальную позицию. А подавляемые в себе чувства и эмоции ведут к возникновению апатии, угнетению, депрессии.
Очень важно в воспитании послушного ребенка давать ему возможность выбора. “Мы купим это платье; ты будешь заниматься на скрипке; мы гуляем на этой площадке”. Такие, казалось бы, простые реплики со стороны родителей заведомо лишают ребенка проявлять инициативу, делать и обосновывать свой выбор даже на бытовом уровне с самого раннего детства. Ребенок привыкает, что мама принимает решения за него, руководит его желаниями и чувствами, и тогда послушание порождает инфантилизм и тормозит личностный рост ребенка.
Привычка беспрекословно выполнять приказания становится образом мышления ребенка, который не знает и не умеет мыслить иначе. Он зависим от мнения окружающих и не имеет собственного. Следствием является заниженная самооценка, отсутствие веры в свои силы, повышенная тревожность.
Ребенок должен иметь право на импульсивность, на проявление протеста, на свое громкое заявление “Я сам!” Таким образом он учится проявлять характер и отстаивать свою точку зрения. В противном случае, подавляемые эмоции ведут за собой не только социальную дезадаптацию, но и наличие хронических соматических заболеваний.
Следует отметить еще один важный момент. По мере взросления родители в недоумении видят в своем золотом, шелковом, всегда послушном ребенке бунтующего подростка. А причина именно в том, ребенок находился в ситуации жестких ограничений, запретов, границах, которые устанавливали родители с целью воспитать послушного ребенка. В какой-то момент эмоциональная связь обрывается и подросток уже не хочет подчиняться, наружу вылезают все его подавляемые желания, что ведет за собой серьезные поведенческие нарушения.
И если послушание — это инструмент воспитания, то следует помнить, что его цель - здоровый и счастливый ребенок!
Эксперты Академии ФАДО: Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: