Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Причины и характеристики детско-родительских конфликтов

Причины и характеристика детско-родительских конфликтов.
23.11.2023

Конфликт — это одно из проявлений социальных взаимоотношений. При столкновении интересов и потребностей конфликтующих сторон вырабатывается определенная стратегия поведения, ход мыслей, взаимопонимание, которое обеспечивает комфорт в межличностных отношениях и создает благополучную психологическую атмосферу в семье. Как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский: “Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого ребенка его собственных возможностей”. Основная задача заключается в том, чтобы найти конструктивное решение конфликта и свести к минимуму его негативные последствия. В нашей статье мы рассмотрим основные причинывозникновения разногласий между родителями и детьми, социально-психологические особенности, факторы, влияющие на возникновение конфликтов, рекомендации по профилактике и снижению уровня конфликтности в детско-родительских отношениях


Основные факторы, влияющие на возникновение конфликтов в детско-родительских отношениях:


1. Тип межличностных отношений в семье.
● Гармоничный тип (сформированное понятие семейного “Мы”, умение идти на компромисс с ребенком, обозначенные психологические роли каждого члена семьи, наличие традиций, обычаев, дружественная атмосфера).
● Дисгармоничный тип (наличие конфликтов между супругами, нарушение ролевой структуры семьи, неконструктивные стили воспитания).

   2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют 4 типа:

● Хаотичность, непоследовательность в методах воспитания.
● Разногласия в методах воспитания. “Все хорошее у ребенка от родителей, все плохое - от отца с матерью” Вольтер.
● Гиперопека и наличие жестких ограничений и запретов.
● Неадекватно завышенные требования к ребенку, применение наказаний, осуждение за небольшой проступок. 

   3. Переходные возрастные этапы.

      Возрастные кризисы являются фактором возникновения повышенной    конфликтности в детско-родительских отношениях. Д. Б. Эльконин выделяет:

● Кризис первого года жизни (отлучение от грудного вскармливания, новообразование - ходьба).
● Кризис 3-х лет (эмансипация от матери, возраст “Я сам!”).
● Кризис 6–7 лет (изменение социальной ситуации, начало обучения).
● Кризис 12–14 лет (половое созревание).
● Кризис 15–17 лет (подростковый возраст, личностное самоопределение).

4. Индивидуально-личностные особенности детей и родителей. 

Ригидность мышления, консервативность взглядов и убеждений, авторитарность со стороны родителей в сочетании с детским упрямством, протестным поведением, ленностьюи эгоцентризмом могут стать почвой возникновения разногласий. 


5. Агрессивный фон общественных настроений.

Учитывая распространенность СМИ, ребенок, так или иначе, оказывается включенным в комплекс общественных проблем (социально-психологических, экономических, правовых).


6. Недостаточный уровень родительской компетентности.

Отсутствие знаний о возрастных психологических особенностях детей, способах урегулирования конфликтных ситуаций, небольшая осведомленность о понятиях воспитания, сниженный самоконтроль, родительский инфантилизм.


7. Наличие собственных личностных проблем, которые родители могут проецировать на детей.


Как писал А. П. Чехов: “Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкой своего настроения”. 


Рекомендации по снижению уровня конфликтности в детско-родительских отношениях:

● Следует учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка, качества его личности, темперамента, характера. 
● Старайтесь понять потребности ребенка, войти в его положение, не допуская обесценивания того, что его беспокоит. Даже сломанная игрушка может составить “маленькую трагедию” в жизни ребенка.
● Обязательно в семье постоянство требований, которые предъявляются ребенку, последовательность в установленной системе поощрений и порицаний. 
● Необходимо учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, когда он проявляет повышенную капризность, раздражительность, протестные формы поведения.
● Предлагайте ребенку выбор выхода из конфликтной ситуации и поощряйте конструктивное поведение. Помните, что и похвала должна быть предметной и обоснованной. 
● Не допускайте физических наказаний. “Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства” В. А. Сухомлинский.
● Проводите как можно больше времени с ребенком, это дает возможность лучше понять интересы и потребности ребенка, узнать особенности его внутреннего мира, установить близкие эмоциональные связи, продемонстрировать свою любовь и заботу, создав доброжелательную обстановку в семье. 
● Давайте ребенку возможность высказать свои чувства, беспокойства, гнев, раздражение. Как писал В. А. Сухомлинский: “Дети с угнетенными чувствами — это как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью”. 


“Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью”, берегите и любите безусловной материнской любовью своих детей!


Материал подготовили Парфеновы Анна и Николай.





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку