Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Профессиональная педагогическая этика

Профессиональная педагогическая этика
30.08.2023

Педагогическая этика относится к принципам и моральным ценностям, которые определяют профессиональное поведение педагогов. Это включает в себя принятие этических решений и выбор в преподавании, обучении и взаимодействии с учениками, воспитанниками, студентами, родителями, коллегами и более широким образовательным сообществом.


Профессиональная педагогическая этика – это система норм, принципов и ценностей, которые регулируют поведение и профессиональную деятельность педагогов. Она определяет этические стандарты, которым следует придерживаться педагог, чтобы обеспечить эффективноеобучение и воспитание учеников, воспитанников. 


Соблюдение правил педагогической этики является неотъемлемой частью работы педагогов. Разработан иутвержден нормативный документ – Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, в котором определены основные правила. Но, к сожалению, не все педагоги всегда следуют этим правилам. Вот несколько возможных причин, почему это может происходить.


Некоторые педагоги могут не иметь достаточного образования или информации о правилах педагогической этики. Образовательные программы не всегда включают обучение по этому вопросу, и, следовательно, педагоги могут быть неосведомленными о нормах и стандартах, полагаясь на привычный вариант собственного поведения.


В некоторых случаях, педагоги могут работать в среде, где нет достаточной поддержки и мониторинга обеспечения соблюдения правил педагогической этики. Отсутствие системы обратной связи и оценки может приводить к нежелательным поведенческим практикам. Зачастую руководитель образовательной организации может не уделять достаточно внимания стилю общения педагога с детьми, коллегами, сформированности этических принципов.


Практическое применение этических принципов может стать сложным, особенно в сложных и неблагоприятных ситуациях. В некоторых случаях педагоги могут оказываться под давлением времени, иметь противоречивые требования или бороться с личными сложностями, что может затруднять соблюдение правил этики. Как правило, так происходит в возникающих конфликтных ситуациях, когда иных механизмов выхода без нарушения правил из конфликта педагог под воздействием эмоций не может найти. Ведь каждый педагог имеет свои собственные индивидуальные характеристики, склонности и ограничения. Некоторые педагоги могут испытывать профессиональную истощенность или личные трудности, которые могут оказывать негативное влияние на их способность соблюдать правила этики.


Важно учесть еще один факт: если педагоги не сталкиваются с определенными последствиями или несут никаких следствий за нарушение правил этики, это может привести к несоблюдению этических принципов. Важно, чтобы были установлены механизмы ответственности и справедливые меры дисциплинарного воздействия.


Безусловно, у каждого педагога могут быть свои собственные убеждения и представления о том, как следует вести себя и взаимодействовать с детьми. Иногда эти убеждения могут не соответствовать общепринятым этическим стандартам.


Важно отметить, что большинство педагогов прилагают усилия, чтобы создать безопасную и поддерживающую среду для своих учеников и соблюдать этические принципы. На протяжении своей карьеры педагоги могут обновлять и развивать свои навыки, чтобы стать более осведомленными и этичными профессионалами. Нарушение правил педагогической этики должно рассматриваться как исключение, а не правило.


Понимание того, как вести себя этично, является важной частью нашей социализации и развития как личности. Этика основана на ценностях, уважении к другим людям и стремлении к доброте и справедливости. Если у вас возникают проблемы в ведении себя этично, вот несколько рекомендаций, которые могут помочь:


1. Осознание своих принципов: Прежде всего, важно определить ваши личные ценности и принципы, которые вы считаете важными. Четкое понимание того, что для вас является нравственным и этическим, поможет вам принимать соответствующие решения и справляться с дилеммами.

2. Саморефлексия и самоконтроль: Постоянно осмысливайте свое поведение и его последствия для других людей. Задумывайтесь, какие этические принципы вы применяете в повседневной жизни и какие изменения вы могли бы внести, чтобы вести себя более этично.

3. Поставьте себя на место других: Практикуйте эмпатию и сопереживание, ставя себя на место других людей. Размышляйте, какие последствия вашего поведения могут иметь на них и принимайте решения, учитывая их позицию и чувства.

4. Уважайте различия: Уважение и признание различий взглядов и убеждений других людей являются основой этического поведения. Постарайтесь избегать предубеждений и дискриминации, и помните, что каждый человек имеет право на свои собственные мнения и убеждения.

5. Общайтесь открыто и честно: Ваша коммуникация с другими людьми должна быть открытой, честной и уважительной. Используйте ясные и понятные слова, слушайте активно и демонстрируйте уважение к мнению других людей.

6. Будьте ответственными за свои действия: Принимайте ответственность за свои поступки и их последствия. Если вы допустили ошибку, признайте ее, извинитесь и постарайтесь сделать все возможное для исправления ситуации.

7. Обратитесь за помощью и поддержкой: Если вы сталкиваетесь с трудностями в ведении себя этично, не стесняйтесь обратиться за помощью и поддержкой. Обсудите свои опасения и вопросы с доверенным другом, родственником или профессиональным консультантом.


Помните, что ведение себя этично является непрерывным процессом самосовершенствования. Маленькие шаги и постоянное внимание к этому аспекту помогут вам стать более этичной личностью. Ошибки и неудачи - это нормальная часть процесса, поэтому не позволяйте им отбить вас от стремления вести себя этично.Этика общения педагога с детским коллективом играет важную роль в создании здоровой и поддерживающей образовательной среды. Взаимодействие и общение с детьми требует особого внимания к этике и поведению педагога


Помните, что вы являетесь ролевой моделью для детей и ваше поведение и общение с ними оказывает существенное влияние на их развитие и самочувствие. Создание здоровой этической образовательной среды способствует формированию позитивных отношений и долгосрочной успешности и образованию детей.


Уважайте каждого ребенка как личность с уникальными потребностями, способностями и интересами. Слушайте и принимайте их мнения, учитывайте их точку зрения и демонстрируйте понимание и поддержку. Помните, что дети имеют право на свое мнение и чувства.


Проявляйте эмпатию к детям, понимая их эмоции, переживания и потребности. Попытайтесь поставить себя на их место и внимательно выслушивайте их. Будьте готовы поддержать их, когда они испытывают трудности или нуждаются в утешении.


Обратите внимание на успешные достижения и усилия детей, поощряйте их труды и старания. Создавайте мотивацию и положительную обратную связь, что помогает повысить их самооценку и мотивацию.


Используйте эффективные коммуникативные навыки в общении не только с детьми, но и родителями, коллегами. Будьте ясными, понятными и доступными для общения. И тогда у вас получится создать доверительных отношения, что особенно важно и ценно для эффективного обучения и воспитания. Это поможет принимать этические решения и действовать в лучших интересах своих учеников.


кандидат педагогических наук, 

эксперт АНО «ФАДО» 

Екатерина Змиевская





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку