Профилактика буллинга в школьной среде
Одной из основных социальных задач государственной политики России является пресечение жестокого обращения с детьми и обеспечение благоприятных условий для их воспитания и обучения; профилактика и искоренение явления буллинга в школьной среде,изменяя социальную ситуацию, личностные особенности обучающихся, комплекс психолого-педагогических и воспитательных воздействий.
В нашем материале мы рассмотрим методы и приемы остановки буллинга в школе, технологии его предупреждения алгоритм работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
• Залогом отсутствия буллинга в школе является психологически здоровая атмосфера в классе, уровень сплоченности и эмоционального комфорта. Отслеживать возникновение трудностей взаимодействия учеников и выделить группы риска могут методики «Атмосфера школы» Л. Кривцова, Москва, «Психологический климат классного коллектива» В. С. Ивашкин, В.В. Онуфриевой.
• С помощью проведения анализа психологического климата в классе собираетсяинформация о возможном наличие буллинга, какой он носит характер (психологический, физический, смешанный), каковы его проявления, непосредственные участники буллинга (агрессор и жертва), а также отношение свидетелей и наблюдателей происходящего.
Методы профилактики буллинга:
1. Создание школьных Комитетов по преодолению явления буллинга. Членами такого комитета становятся и сами учащиеся, которые могут иметь более достоверную и полную информацию о происходящем. Педагоги, школьные психолог, социальный педагог, медицинский работник, сотрудники органов опеки и ПДН (комиссия по делам несовершеннолетних), инициативные родители. Целями деятельности комитета по преодолению буллинга является просветительская, консультативная и практически-ориентированная при выявлении конкретного факта буллинга. Это организация родительских собраний, оформление стендов, привлечение к общественно-значимым мероприятиям, продвижение нравственно-гуманистических идей.
2. Метод «Разработка школьных законов». Выбирается инициативная группа школы, участниками которой являются не только взрослые, но и сами обучающиеся. Главной ее задачей является предложение «законов», которые выносятся на рассмотрение администрации школы, создавая тем самым внутреннюю политику образовательного учреждения, руководствуясь правами по защите ребенка, прописанными в конституции РФ (права и обязанности обучающихся, соблюдение норм и правил поведения, которые основываются на сохранении чести и достоинства человека, его право на безопасность и социальную защиту, соблюдение распорядка и устава школы).
3. Метод «Дневник буллинга». Как правило, жертва школьной травли боится огласки, не чувствует свою безопасность и теряет доверие по отношению к окружающему миру. Поэтому ведение дневника о том, что с ним происходит, каким издевательствам подвергалась жертва буллинга и какие чувства испытывала при этом, оказывается эффективным для проговаривания, проработки и выхода негативных эмоций. Такой дневник, в последствии, может оказать важным информационным источником для получения полнотыкартины в оценке взрослых и выработке способов пресечения буллинга. Жертве следует отмечать способы своего реагирования на ситуации, особые обстоятельства, возможные причины агрессивного поведения обидчика.
4. Методика «Без обвинений». Это зарубежная методика, которая широко и эффективно используется во многих школах России. Создается группа участников из службы сопровождения школы (школьный психолог, социальный педагог, заведующий по воспитательной части) и группа обучающихся, «помощников» жертвы. На первом этапе алгоритма работы проводится беседа с жертвой, с целью выяснения всех обстоятельств и участников буллинга, выявления психологического состояния жертвы, затянутости по времени происходящего и возможных мотивов травли. Затем проводится беседа с родителями жертвы с целью установить доверительный контакт, проинформировать и получить обратную связь. В дальнейшем вырабатывается план проведения бесед группы помощников с зачинщиками и группой буллеров с участием и под контролем специалистов службы сопровождения, происходит разбор ситуаций, поиск их разрешения, тренинги на разрешение конфликтов, получение навыка конструктивных способов взаимодействия, создание сплоченности в классе и снятие эмоционального напряжения со стороны всех участников буллинга.
В следующей статье мы рассмотрим конкретные игры и упражнения, которые можно применять на тренинговых занятиях с детьми по профилактике и предупреждению буллинга.
Профилактика буллинга должна осуществляться не только на уровне службы сопровождения школы (педагогов, психологов, социальных работников), а обще общественной идеологией, на уровне всего государства в целом, основанная на принципах предупреждения, контроля и устранения буллинга, расширения организаций социальной защиты, наставничества, продвижения гуманистических идей.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: