Профилактика эмоционального выгорания педагога инклюзивного класса
Работа в условиях инклюзии, разнообразие детской среды, конфликты с родительским сообществом, груз ответственности и формальные требования в значительной мере влияют на психоэмоциональное и физическое состояние учителей и педагогов. Длительное игнорирование первых негативных симптомов (постоянная усталость, которая проявляется в низкой продуктивности и снижении интереса к работе и жизни) усугубляет это состояние и порождает проявления синдрома эмоционального выгорания. Термин был предложен в 1974 году американским психиатром Фрейденбергером и обозначает нарастающее эмоциональное истощение.
Эмоциональное выгорание характеризуется временным обратимым состоянием физического, эмоционального и умственного истощения в тех сферах профессиональной деятельности, где предполагается большое количество социальных контактов с высокой ответственностью (педагоги, медики, социальные работники)
К внешним аспектам, которые приводят к эмоциональному выгоранию преподавателей инклюзивной образовательной организации, можно отнести:
• условия работы (повышенные нагрузки на учителя как в урочное, так и во внеурочное время, трудное поведение детей с ОВЗ);
• содержание труда (необходимость адаптировать учебный материал под разные потребности обучающихся, давление академической успешности для всех учеников);
• социально-психологические аспекты (недостаток поддержки со стороны коллег и специалистов сопровождения, давление родителей обычных и «особых» детей, администрации ОО).
К внутренним факторам, ведущим к эмоциональному выгоранию педагогов инклюзивной образовательной организации:
• склонность к эмоциональной сдержанности (закрытость в проявлений эмоций);• повышенная чувствительность и переживание различных рабочих ситуаций;
• негативная коммуникативная и жизненная установка.
Педагогу образовательной организации, в том числе осуществляющую инклюзивную практику надо обратить внимание на такие проявления на физическом уровне как:
• усталость,• астенизация,
• чувствительность к внешним воздействиям (погода, события),
• частые головные и желудочные боли,
• нарушения физиологических процессов (сна, пищеварения, пищевого поведения).
В поведении также необходимо отмечать такие симптомы как:
• обостренная реакция на малейший дискомфорт;• снижение или утрата способности принимать решения;
• дистанцирование от учеников, родителей, коллег;
• необходимость или потребность брать работу на дом, т.к не успевает делать в рабочие часы;
• снижение или утрата способности видеть положительные результаты собственного труда;
• избегание новых подходов в работе, предпочтение действиям по готовым шаблонам.
Повышенное внимание стоит уделить психологической составляющей синдрома эмоционального выгорания. Если вы наблюдаете у себя, что:
• рабочие обязанности выполнять становится все тяжелее, а ресурса на их выполнение все меньше;• необъяснимое беспокойство и тревога;
• немотивированная обидчивость и разочарование;
• снижение самооценки;
• игнорирование своих потребностей (в здоровье, гигиене, удовольствии);
• ощущение вины перед членами своей семьи;
• ощущение невостребованности на работе и в семье;
• гневливость, раздражительность;
• мнительность;
• чувство превосходства и экспертности;
• общая негативная установка на жизненные перспективы.
Необходимо уделить внимание своему состоянию, проанализировать его, можно пройти онлайн - тест «Опросник профессионального выгорания Маслач, MBI/ПВ» и обратиться за помощью. Сначала можно поговорить с психологом вашей образовательной организации. Если этого будет недостаточно и предложенные им подходы не будут работать, то лучше посетить врача-психотерапевта. Самое главное не усугублять свое состояние, не переводить его в хроническое.
Наилучшим средством в преодолении синдрома эмоционального выгорания является его профилактика. В условиях работы педагогом, тем более в инклюзии такая работа должна быть отдельным направлением деятельности команды сопровождения. Педагог-психолог должен проводить индивидуальные и групповые тренинги, супервизии, консультации, направленные на овладение способами сохранения своего психоэмоционального и физического здоровья. К основным подходам в работе с профессиональным выгоранием педагогов инклюзивной ОО можно отнести заботу о себе и снижение уровня стресса через:
• наслаждение от всех жизненных проявлений (отдых, путешествия, еда, личные отношения);
• сознательное переключение от негативных от негативных рабочих переживаний.
Важна также трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла жизни и безнадежности. Необходимо:
• видеть смысл во всем (в большом и малом);• осознавать и противостоять своим негативным убеждениям;
• вступать и создавать сообщества, где можно обсуждать значимую для себя информацию.
Одним из важных навыков педагога инклюзивного класса должно стать овладение навыками саморегуляции, т.е. управлением своими психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, дыхания и управления мышечным тонусом (больше улыбайтесь и смейтесь, думайте о хорошем и приятном, танцуйте, бегайте и просто двигайтесь на воздухе и д.р.).
В заключении нужно сказать о том, что педагог инклюзивного класса попадает в зону повышенного риска по развитию синдрома эмоционального выгорания и поэтому необходимо регулярно проходить супервизии у специалистов, а если такой возможности нет, то на уровне саморефлексии отслеживать свое психоэмоциональное состояние. И в случае его дестабилизации, истощения предпринимать осознанные меры. Работа и жизнь должны приносить радость!
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: