Психологическая интерпретация детских сказок
“…когда-нибудь ты дорастешь до такого дня
когда вновь начнешь читать сказки”.
К. Льюис. Хроники Нарнии
Сказка, в представлении одного из великих основоположников психоанализа К. Г. Юнга, это верный слепок коллективного бессознательного. И это, действительно, так. Из века в век, из уст в уста, передаются легенды и предания, в которых наиболее ярко отражена сущность человека. Поэтому сказка — это верный путь к самопознанию. Символы, абстракции, образы, которые вызывают в нас сказочные сюжеты, раскрывают тайны бессознательного. Сегодня мы проведем психологическийанализ детских сказок, интерпретируем образы их героев, откроем для себя по-новому каждого из них.
А. С. Пушкин “Золотая рыбка”.
Это сказка о желании компенсировать недостаток любви и заботы в детстве. Старуха не просто жаждет получения богатства и проявляет свою ненасытность. Давая наставления старику, она “проверяет” любовь мужа, испытывает его, прощупывает глубину его чувств. Старик же, в свою очередь, тоже олицетворяет “недолюбленного” в детстве ребенка. Он пытается угодить Старухе, потакая всем ее прихотям, пытается “заслужить” ее любовь. Старик безропотно подчиняется жене.
В этой сказке показаны комплиментарные отношения супругов, которые строятся по принципу дополнительности, когда супруг в браке выполняет роль родителя. То есть один партнер подсознательно ищет другого, чтобы удовлетворить свою потребность в любви.
Комплиментарные отношения по типу “Ребенок - Родитель”, основаны на желании получить одобрение, признание, принятие, любовь, которую не смогли получить от своих родителей в детстве.
Ш. Перро “Золушка”.
Это сказка о половом взрослении девочки, о ее становлении, как женщины. Золушка является олицетворением женственности, что она использует в отношении к Принцу. Сама туфелька символизирует женскую энергию.
В сказке описываются семейные отношения, в которых отсутствует отец, а мать доминирующая, критикующая, давящая, категоричная. Ребенок в такой семье чувствует себя изгоем. Золушка не может противостоять матери. Агрессия и гнев у таких детей, как правило, подавляются. Поэтому ребенок ищет ресурс для приобретения внутренней силы. В качестве такого ресурса выступает Крестная Фея. Безразличие и холодность матери лечится радушием, теплом и заботой тетушки.
Ш. Перро “Красавица и Чудовище”.
Эта сказка говорит о том, что в погоне за материальными благами, мы упускаем самое главное - духовные ценности. Отношения между отцом и дочерями основаны на откупе подарками. Отец откупается жемчугами и аленьким цветочком.
Семья живет без матери, отец инфантилен, и младшая дочь вынуждена заботиться о нем. Девочка выполняет опекаемую, родительскую функцию по отношению к отцу. Девочка берет на себя роль “Спасительницы”, заботится о Чудовище, терпит его и ждет, когда в нем проснется Принц и полюбит ее. Уничтожающая установка в браках у многих женщин. “Терпеть, ждать - и тогда воздастся, придет любовь”. Но чуда не происходит. Мужчина привыкает жить в комфортных условиях, теряя необходимость что-то менять, выполняя функции главы семьи.
Х. Г. Андерсен “Снежная Королева”.
Сказка о мужском инфантилизме и неуверенности в себе. Кай находится во власти сильной женщины. Снежная Королева выступает в роли идеальной женщины, которая способна очаровать мужчину и подчинить его своей власти. Уверенная в себе, бесчувственная, надменная и желанная.
Обращая внимание на цветовую гамму, следует отметить, что красный - цвет тревоги, а белый - цвет пустоты.
Герда, так же как Золушка, играет роль “Спасительницы”. Поиски Кая трактуются, как прохождение пути взросления и созревания девочки. Эта сказка со счастливым концом, но следует сделать вывод, что на пути переживания горя и взросления надежной защитой может стать только сильная и искренняя любовь.
Материал подготовили Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: