Раннее развитие ребенка. Польза или вред.
Вопрос о раннем развитии ребенка остается актуальным из года в год. Что подразумевается под этим термином? Что это — необходимость или ловушка, — разобраться молодым родителям очень сложно. Особенно если ребенок первый.
С чем сталкивается родитель, приходя в детский магазин, или открыв страницы журнала о детях? Воспитание, развитие, методики обучение, это сделает вашего ребенка лидером, то сделает вашего ребенка гением. Маркетинговое навязывание ненужных товаров и информации. К сожалению, это факт. Очень часто именно социальный фактор навязывает родителям тот или иной выбор. И «раннее развитие» не является исключением. Уже давно это словосочетание потеряло своё истинное значение и стало рекламным слоганом многих компаний. Хотя на тему раннего развития ребенка есть доступные статьи в интернете, которые раскрывают суть процесса. Давайте подойдём к пониманию вместе, шаг за шагом, оставив навязанную мегаполисом тревожность что-то не успеть.
Ребенок появился на свет. Здесь на первый план выступает физиология. Ребенок должен хорошо есть и много спать до трех месяцев. В этот момент центральная нервная система готовится к принятию огромного количества информации из окружающего мира. Но и в этот период вы много даете ребенку для развития. Реагируете на его крик — это залог будущего доверия и безопасности. Берете на руки во время кормления — этим развиваете тактильные ощущения у ребенка. Говорите с ним или просто разговариваете, когда он на руках, он чувствует вибрации вашего голоса, слышит его — это развитие слухового гнозиса. Пеленаете — тем самым формируете проприоцептивные ощущения, и это очень важно, в том числе для речи.
С 4-х месяцев ребенок уже активно интересуется тем, что вокруг. И в этот момент начинается безумная гонка. Да, до трех лет у детейформируются нейронные связи в огромном количестве и с небывалой скоростью. Затем эти связи «чистятся»: остаются устойчивые, прочные. Но, не забывайте о том, что нейронные связи образуются на протяжении всей жизни, пусть и не с такой скоростью. А вот если какая-либо зона головного мозга в этот период была не задействована, или анализатор не дополучал нужное количество информации, то возникает ряд проблем, которые приводят к задержкам развитиядетей раннего возраста и многим неприятным последствиям. Тогда уже потребуется помощь коррекционного педагога, чтобы разобраться с этими проблемами.
К какому выводу мы можем с вами прийти, владея такой информацией? Если вы молодой родитель, то изучите вопрос возрастного психофизического развития ребенка в норме. На этой базе вы будете знать, что именно и в каком возрасте нужно дать ребенку обязательно, а с чем не стоит торопиться.
Возьмем психическое развитие. Ведущая деятельность ребёнка до трех лет — физическая активность, мышление при этом наглядно-действенное. Вот она база. Конечно, без раннего развития здесь не обойтись, и родитель очень и очень нужен! Двигаться, играть в сюжетные игры и игры с правилами, сравнивать предметы и узнавать их свойства, рассказывать ребенку об окружающем мире и изучать его. Еще рисовать мелками, дуть мыльные пузыри, рассматривать муравьёв в траве, петь колыбельные, отшагивать потешки, делать тени на стене, эмоционально читать сказки, правильно вести себя в сложных ситуациях конфликта, истерик и капризов.
Если перевести на научные термины то, что вы ребенку формируете в эти моменты, не хватит и страницы. А если коротко, то в течение дня вы проработали все зоны мозга, активировали все три блока головного мозга и заложили фундамент на будущее обучение. А самое главное, вы не перегрузили ребенка, не истощили его нервную систему. Лучший учитель для ребенка до трех лет — это родитель. Хотя это большой труд — уделять внимание ребенку и его потребностям в течениевсего дня.
Да, детей можно научить читать в два-три года. Это компенсаторные возможности мозга, и коррекционные педагоги используют их в своей практике. Но немного иначе, чем предлагается на раннем развитии ребенка. Только вот чтение у детей остаётся на стадии механического чтения и разучатся они очень быстро, т.к. психике этот навык еще не нужен. Языки тоже пропадут, если не подкреплять. Он будет читать. Только вот понимать суть процесса ребенок не будет.
Интересная проблема, с которой сталкиваются родители детей, превышающих по знаниям возрастную норму. Ребенок знает, ему не интересно, он привыкает к хорошим отметкам, он не умеет учиться, он не умеет общаться со сверстниками. Наступает момент, когда дети выравниваются в своих знаниях и умениях, программа усложняется. И те, кто умеет учиться прилежно и поэтапно, овладевают программой дальше, а дети, которые пришли в школу, зная всё наперёд, начинают отставать. Причина банальна — они не привыкли слушать учителя и не отвлекаться на уроках, часто нет понимания вычислительных операций и умения работать с текстом. Это приводит к состоянию тревоги и стрессам.
Много граней в вопросе раннего развития. Конечно, оно необходимо ребенку. Весь вопрос в том, как и кто занимается этим развитием. «За» или «против» водить ребенка на такие занятия — решать вам. Просто не пренебрегайте законами онтогенеза и наследием ученых.
Вы можете пройти обучение в Академии ФАДО по программе профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО». Переходите на сайт и узнайте подробную информацию, программу и цены https://fado-dpo.ru/prof/pedagogika/psikhologiya-doshkolnogo…
Вопросы можно задать по тел: 88005515241
или написать WhatsApp https://wa.me/79151563985