Развитие общей моторики. Упражнения.
Моторика – это двигательная активность организма, которую очень важно развивать, в первую очередь, для физического и психического здоровья малыша. Движения (бег, прыжки, упражнения) развивают двигательную память, что приводит к психической активности, повышению работоспособности и развитию познавательной сферы. Взаимодействие различных движений способствует развитию речи, что обеспечивает овладение навыкам чтения и письма. Развитие крупной моторики позволяет ребенку самостоятельно передвигаться, приобретать навыки самообслуживания, проявлять свои творческие способности, достигать успехов в спорте. У ребенка, хорошо владеющего своим телом, отмечается хороший аппетит, настроение, развитый опорно-двигательный аппарат, костная и мышечная система, что способствует нормальному росту и познавательной активности. Такие дети выносливы, уверенны в себе, что способствует формированию хорошей самооценки и активной коммуникации со сверстниками. При недостаточном развитии общей моторики ребенок может сталкиваться со следующими трудностями:
• Проблемы в формировании навыков ухода за собой (одевание, раздевание, использование столовых приборов)• Неловкость движений, неуклюжесть (ребенок часто спотыкается, падает).
• Низкий уровень физической активности, заряда энергии, слабое реагирование на раздражители, инертность мышления.
• Затруднения в артикуляции звуков.
• Неумение поддерживать правильную позу, осанку при сидении за партой.
• Трудность манипулирования предметами во время игры (мяч, скакалка, обруч).
Основой упражнений на развитие общей моторики является ощущение собственного тела и его положение в пространстве.
Рассмотрим некоторые из них:
1. "Колобок". Лежа на спине, необходимо подтянуть коленки к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в правую сторону, затем в левую.2. Рисование одновременно двумя руками на доске. Можно рисовать линии, геометрические фигуры. Подобные упражнения эффективно развивают зрительно – моторную координацию и пространственную ориентировку, которая является залогом успешного освоения навыка письменной речи.
3. Лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в исходное положение. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Данное упражнение развивает координацию, способствует развитию двигательной памяти.
4. Упражнение «Тропинка». Необходимо разложить на полу зигзагообразно выложенную веревочку и предложить ребенку пройти по ней. Возможен вариант с перешагиванием различных препятствий.
5. Всем известная игра в «классики», прыжки через скакалку, игры с канатами, ползаньем под бревнами, эстафеты и полосы препятствий.
6. Словесные инструкции, которые развивают слуховое восприятие, двигательную память, внимание, формируют навык четкого следования алгоритму. Например,
Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.
Левую руку – влево, правую – вправо.
Левую – на бок, правую – на голову.
Правую ногу вперед, левую – приставить.
7. Физминутки – кратковременные физические упражнения, которые стимулируют физическую активность, познавательную деятельность, работоспособность, восстанавливают мышечный баланс, разгружают нервную систему и поднимают эмоциональный фон.Например,
Ах ты, совушка-сова, (обе ладошки прикладываются к голове в области висков)
Большая голова, (раскачиваем головой, ноги на ширине плеч, шагаем поочередно)
Во все стороны глядит, (делаем повороты головой в право – влево)
Головой вертит,
Да ка-а-ак (покачивания головой, руки в стороны)
На пеньке сидит, (присаживаемся, наклоняем голову к коленкам, руками их обнимаем)
Полетит! (встаем, руки в стороны, изображаем взмах крыльев)
Таким образом, с ранних лет необходимо воспитывать в ребенке потребность в движении с помощью различных упражнений, утренней гимнастики, активного отдыха и собственного примера.